http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=63fb6176-66e1-4e95-adcb-5f369636d539&print=1© 2024 Российская академия наук
"Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу, - отметил президент. - Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости". "Наша страна всегда славилась своими инженерами", - напомнил Путин. Эта профессия пользовалась неизменным уважением и до революции, и после - несмотря на все шутки о том, сколько получали инженеры и как они жили. "Всегда в обществе отношение к людям инженерной профессии было очень серьезным и уважительным", - отметил он.
С 2006 года в развитие материальной базы инженерных факультетов целевым образом было вложено свыше 54 млрд рублей, удалось повысить уровень квалификации по ряду важнейших направлений.
"Общественный престиж профессии растет, - констатировал глава государства. - Карьера инженера становится привлекательной с точки зрения статуса и материального достатка". Запускаются крупные индустриальные проекты, в рамках которых интересно и амбициозно работать. Все больше школьников увлекаются математикой, физикой и химией. Ректоры отмечают рост числа абитуриентов, сказал Путин и поинтересовался, как обстоят с этим дела в МГУ.
- Сейчас естественные науки пользуются хорошим спросом, и синусоида на их стороне, - ответил ректор этого вуза Виктор Садовничий.
- Вы мне говорили, что был период, когда практически и конкурса никакого не было, все хотели быть юристами, экономистами, менеджерами, - припомнил президент.
- Абсолютно точно меняется в лучшую сторону, - кивнул собеседник.
- Эта тенденция очень позитивная и приятная, - оценил глава государства.
Есть объективный запрос на перемены в системе подготовки инженерных кадров, объявил Путин. Нужны профессионалы высокого уровня, навыки и квалификация инженеров должны отвечать потребностям предприятий. Так, остро не хватает линейных инженеров - а ведь на них держится вся профессия, сказал президент. "Нельзя допустить, чтобы существующий кадровый дефицит, а он наблюдается на наших ведущих предприятиях, стал сдерживающим фактором развития экономики, так же как и недостаточная квалификация выпускников вузов", - предостерег он. Так, в прошлом году работодатели оценивали подготовку выпускников вузов по инженерным профессиям на 3,7 балла по пятибалльной системе. По их мнению, около 40% поступающих на работу нужна дополнительная подготовка.
Глава государства призвал определить, какие специалисты понадобятся в промышленности через 5-10 лет, перечислив направления, которые определят новый технологический уклад. Среди них - робототехника, производство новых материалов, биотехнологии, превентивная и персональная медицина, инжиниринг и дизайн. Также нужно четко понимать, какие отрасли станут локомотивами развития целых территорий, таких как Сибирь, Дальний Восток и Арктика.
"Следует рассчитать потребности в инженерных и технических кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, сделать это в разрезе отраслей, регионов и крупнейших работодателей", - сказал президент и поручил представить предложения по механизмам таких расчетов. В программах развития госкомпаний и регионов нужно предусмотреть разделы, включающие потребность в инженерных кадрах. И учитывать ее в профстандартах.
Образование должно быть максимально приближено к промышленному производству, подчеркнул президент. Сейчас большинство вузов находится в европейской части страны, а крупнейшие индустриальные центры - на востоке. Поэтому о нормальной производственной практике и подготовке специалистов под потребности конкретного завода говорить сложно. "Бюджет тратит огромные средства, вузы работают, как классик говорил - "контора пишет". А студенты зачастую уже заранее знают, что инженерами они работать не будут, в другой город, в другой регион страны - не поедут", - констатировал Путин. Выпускники отправятся не на производство, а в офисы. Проблема сложная и болезненная, признал он, но при поступлении в технологический вуз молодой человек должен связывать будущее с получаемой профессией.
"Понятно, что в вопросах реорганизации вузов нельзя с плеча рубить, нельзя ничего делать, как в народе говорят, с кондачка. Надо искать гибкие, но эффективные подходы и решения, - предложил глава государства. - Например, базовую инженерную подготовку можно осуществлять в технических вузах столичных городов, а на старших курсах увеличивать количество образовательных программ, совмещенных с практикой на предприятиях в соответствующих регионах".
Президент перечислил ряд задач. Во-первых, нужно изменить структуру образовательного процесса в технических вузах, сделав акцент на практических занятиях. Во-вторых, активнее приглашать ведущих ученых для преподавания, чтобы можно было учиться у "звезд" мировой науки, в том числе наших соотечественников. Одновременно следует создавать возможности для внутренней академической мобильности.
"Будущих инженеров должны учить не только ученые, но и практики", - сказал глава государства. Для этого нужно устранить барьеры, которые не позволяют вузам привлекать специалистов, работающих на конкретных предприятиях, то есть упростить для них механизмы совместительства.
Следует рассчитать потребности в инженерных и технических кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу
Нужны не только инженеры, но и лидеры больших коллективов, способные реализовать масштабные проекты, продолжил Путин. Следует стимулировать студентов к осуществлению первых проектов. "Для поддержки студенческих коллективов будем развивать систему конкурсов, соревнований", - обещал он, добавив, что важно, чтобы задания там были не абстрактными, а предполагали создание продукции для конкретных предприятий.