НАУКА СБРОСИТ ЧАСТЬ ОКОВ
13.03.2013
Источник: Московский комсомолец,
Марина Лемуткина
НЕНАВИСТНЫЙ УЧЕНЫМ ЗАКОН О ГОСЗАКУПКАХ БУДЕТ ОГРАНИЧЕН
Как стало известно «МК», тендеры на закупки каких-нибудь пипеток для опытов уходят в прошлое. Значительная часть исследований вскоре выйдет из-под действия ненавистного ученым закона о госзакупках ФЗ-94. О подробностях грядущих изменений «МК» рассказал директор департамента приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки Сергей Салихов.
- Сергей Владимирович, почему ФЗ-94 решили частично ограничить?
- В рамках ФЗ-94 хорошо работают лишь те научные проекты, в которых возможно четкое техническое задание. Например, опытно-конструкторские работы (ОКРы) и опытно-технологические проекты последней стадии. Там все просто: пообещал сделать то-то и то-то за 180 дней – и сделал. Большинство же исследований, причем не только фундаментальных, по и прикладных – скажем, ОКРы докоммерческой стадии или исследования, связанные с прикладными технологиями - очень плохо вписываются в 94-й закон. Его главными факторами до сих пор остаются цены и сроки исполнения работ. И вот какое-нибудь «левое» ООО «Ромашка» копирует техническое задание, вставляет его в свои заявки, ставит низшую цену и наименьшие сроки и на этом основании выигрывает конкурс. А Институт Физики твердого тела, который всю жизнь занимался данной темой и имеет лучших специалистов, пролетает, хотя данную работу в принципе нельзя сделать за сроки и цены, обещанные этой самой «Ромашкой». И все это знают. В 2013 году заканчивается срок действия двух наших основных федеральных целевых программ (ФЦП): «Исследования и разработки-2007-2013» и «Кадры-2009-2013». И мы решили: новые ФЦП – хороший повод для изменения ситуации. В соответствии с поручением президента о переводе науки на финансирование по грантам, 2-3 года назад в рамках действующей ФЦП «Кадры» часть грантов была выведена из-под действия ФЗ-94. Опыт оказался удачным, и сейчас мы вышли с предложением вывести из-под него основную часть НИОКРов новых ФЦП. Но не все: средства на пиар-сопровождение, мониторинг программ или мероприятия по проведению олимпиад школьников - покупку еды, обеспечение залов, выплаты экспертам и прочие подобные закупки отлично укладывающиеся в рамки этого закона…
- На них-то «Ромашка» и отыграется!
- Если нужен зал, стулья, обед или оплаченная гостиница для школьников, то какая разница, кто оператор?! Главное, чтобы были выполнены требования к залу и к столовой – например, что должны быть три блюда.
- Почему от ФЗ-94 спасут только новые ФЦП? Есть же и другие исследования - например, фундаментальные, которыми занимается РАН.
- У Минобрнауки только эти два инструмента. Сметой РАН мы не управляем.
- Понятно: РАН придется отбиваться от ФЗ-94 самостоятельно. Но, может, этот закон неприменим к науке в принципе?
- На поздних стадиях исследований, если, конечно, задачи поставлены верно, проблем быть не должно. А вот на ранних – поисковых, на ОКРах докоммерческих стадий - действие закона, ставящего во главу угла не качество заявки или экспертизы, а стоимость и сроки, мягко говоря, нерационально.
- Да и каких-нибудь пипеток, по словам ученых, без тендера не купишь, а это очень сильно тормозит исследования.
- Есть и другая проблема. Мы давно обсуждаем, как правильно распоряжаться интеллектуальной собственностью. Сейчас наконец стало понятно: министерство – не лучший ее владелец. Интеллектуальная собственность должна оставаться у ученых, которые и будут заниматься коммерциализацией. Да и созданный ими научно-технический задел должен быть достоянием всего научно-технического сообщества, а не министерства. Между тем, по 94-му закону собственником опытного образца ОКРа являюсь я! И мы вынуждены в госконтрактах прописывать специальные инструменты – что эта собственность принадлежит исполнителю и т.д. А потом к нам приходят проверяющие и говорят: «Что это у вас интеллектуальная собственность исполнителю принадлежит?! Транжирите государственные деньги?!» Предмет закупки должен быть другим. Задача министерства – поддерживать фундаментальную науку, привлекать в нее молодежь, вовлекать в исследования студентов, поддерживать формирование новых научных направлений. В прикладной науке – помогать выходу в отрасль, работе с промышленностью. А какие бактерии при этом съедают какую руду – для нас неважно.
- Что будет вместо ФЗ-94?
- Творческие конкурсы по гражданскому кодексу.
- А отчетность не увеличится? Ученые стонут от вала бумаг…
- Он уменьшится! 94-й закон накладывал многочисленные формальные требования как на заявочную, так и на отчетную документацию. Так, для участия в конкурсе даже государственные вузы, учредителем которых по закону является Минобрнауки, должны были предоставлять нам устав, наше же решение о назначении ректора и т.д. В противном случае - отказ в участии в конкурсе. Это же полный бред! Или, например, в перечень требований ФЗ-94 входит баланс вуза. Ну почему нельзя поддержать вуз, пусть даже не с блестящими показателями, но если туда приходит новая научная группа и ей выделена лаборатория? Какая разница, какой у него общий баланс, если есть внятная исследовательская повестка и статьи в хороших международных индексированных журналах?! Это же новая точка роста! Ведь есть региональные вузы с каким-то одним, но суперсильным направлением -- скажем, по квантовой физике! Я такие примеры знаю!
- Когда начнут действовать новые правила?
- С января 2014 года.
- А с Минфином договоритесь? Хороший Минфин денег на сторону отдавать не любит!
- Сейчас решающие дни! С Минэкономразвитие все уже согласовано. В ближайшее время мы должны полностью закончить согласование с Минфином. А затем мы выйдем с согласованной позицией в правительство: в конце апреля по этому вопросу будет заседание. Пути назад нет: – у нас бюджетный процесс!
- Хочется верить, что вам удастся поставить науку с головы на ноги!