http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=651c7000-0616-4ae4-a9a3-10f00ad8dfbb&print=1© 2024 Российская академия наук
СПРАВКА: Антон Эдуардович Яновский - эксперт проекта «Наука и коммерциализация технологий».
Антон Эдуардович, в Европе действует ARC – европейская сеть инновационных центров, в нашей стране– RTTN (Российская сеть трансфера технологий). Какие, на ваш взгляд, существуют отличия в деятельности организаций?
Скажу о том, чего не хватает нашим российским центрам для полноценного участия в том же формате работы, в каком действуют европейские центры. Первое – квалификация персонала, в том числе, преодолевающая языковой барьер. Для полноценной международной кооперации нужны люди, которые знают правила, действующие в нашей стране, и имеют представление о порядках в Европе.
Второй момент – наши центры, к сожалению, зачастую создавались как некие команды, которые должны были продвигать созданные в научных организациях разработки. Это означало, что они шли от уже имеющегося предложения. Очень мало уделялось внимания тому, что нужно европейским партнерам, хотя постепенно это понимание нарастало. Например, приходят представители нашего центра в Германию и говорят, что есть замечательная разработка. В ответ получают список из тридцати пунктов аналогичных новаций. На следующем этапе развития своей деятельности нужно предварительно выяснить, что европейским коллегам нужно, что мы сможем сделать для разработки новой технологии. Этот важный момент в наших центрах отсутствует.
Следующий важный фактор – различие формы государственной поддержки. В Европе поддерживаются не сами по себе центры, а их услуги в виде содействия компаниям в поиске партнеров, в маркетинговых исследованиях. У нас, к сожалению, центры пока поддерживаются именно как структура. Создали организацию и говорят: «А дальше идите и зарабатывайте деньги», требуя отдачу через год. И это притом, что рынок у нас не развит, и даже европейские центры на условную самоокупаемость выходят не раньше, чем через 2-5 лет. Это три ключевые проблемы.
Тем не менее, наши центры готовы сотрудничать в рамках инновационных сетей, но делают это, на мой взгляд, немного пассивно. Центр стал участником сети, разместили в базе данных свои разработки и ждет, когда кто-нибудь придет и увидит наше предложение. Нужно проявлять больше активности. В центре должен быть специальный человек, который постоянно мониторит информацию, устанавливает партнерские отношения с другими центрами, распространяет информацию о разработках, ищет потребителей, аккумулирует, анализирует и т.д. Такие специалисты есть не во всех центрах, поэтому и наблюдается такая пассивность.