Ученых призвали смотреть в будущее

12.07.2011

Источник: Независимая газета, Игорь Наумов

Премьер Путин ищет у науки противоядие от экономических кризисов

Вчера глава правительства обсудил возможные пути развития российской экономики с учеными Российской академии наук (РАН). В старинном особняке на Ленинском проспекте собрались светила отечественной экономической науки во главе с президентом РАН Юрием Осиповым. В вопросах экономики ему приходилось полагаться в большей степени на своего заместителя – Александра Некипелова, который по просьбе премьера сделал прогноз развития экономики России и мира на два десятилетия вперед.

Воскресная катастрофа теплохода на Волге, унесшая десятки жизней, наложила отпечаток на встречу Владимира Путина с учеными-экономистами. Премьеру пришлось отойти от сценария, выразить соболезнование родным и близким погибших, предложив присутствующим почтить память жертв минутой молчания.

Только после этого разговор вернулся в экономическое русло. Путин вспомнил недобрым словом кризис, из-за которого правительству пришлось вносить коррективы, оперативно реагировать на вызовы, чтобы не допустить развития ситуации по худшему сценарию. Россия прошла кризис не без потерь, но удалось сохранить не только устойчивость экономики, но и потенциал ее развития. Сейчас важно изучить причины, выработать противоядие, подчеркнул премьер.

Все это, в его представлении, можно сделать в рамках корректировки «Стратегии-2020». Базовые ценности этого документа остаются прежними – рост благосостояния населения, развитие экономики за счет инновационной составляющей. «Стратегию» перерабатывают экспертные группы, в которых в основном представлены сторонники либеральных экономических ценностей. Ученые РАН привержены другим ценностям. Путин предложил им внести свою лепту, заверив, что стране «нужна и важна каждая точка зрения».

Ученые РАН не успели еще толком вникнуть в смысл сказанного, столь важного для повышения самооценки, как премьер вновь польстил собеседникам. Коль скоро они занимаются фундаментальными исследованиями, то пусть откроют глаза на то, что ждет Россию через 20 лет?

Отвечать пришлось Некипелову, который начал с азов – с просвещения премьера относительно сил и структуры экономической науки в РАН. Потенциал оказался немалый – 15 академиков и 21 членкор, 17 институтов, в которых трудятся 430 ученых, из них более 70% имеют ученые степени. Понятие «промышленная политика», когда-то бывшее чуть ли не ругательным, теперь прочно вошло в обиход, и это их заслуга. Равно как и стратегическое планирование в экономике, сильная социальная политика, наполнение госбюджета за счет природной ренты и т.п.

Некипелову явно хотелось немедленного восстановления справедливости в виде признания заслуг экономистов РАН, но Путин промолчал. И слово взял директор Института новой экономики Сергей Глазьев, который не стал щадить самолюбие премьера, заявив ни больше ни меньше о том, что в рамках доминирующего сейчас подхода решение задач развития страны весьма проблематично. «Крайне затруднительно обеспечить экономическое чудо в условиях глобальных трудностей», – констатировал он. Тему развил директор Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, взявшийся доказать премьеру, что российская экономика корявая, вследствие чего общепринятые схемы в ней не работают. Попутно в инфляции ученый обвинил журналистов, которые, по его словам, «смешивают понятия – в России прежде всего наблюдается рост цен, а у инфляции, которая, впрочем, тоже присутствует, совсем другая природа». Однако Путин спор не поддержал.

К тому же слово вновь взял Некипелов, выдвинувший не менее любопытные идеи. В частности, о целесообразности тотальной приватизации госимущества. По мнению вице-президента РАН, избавляться следует далеко не от всех активов. Те предприятия, которые могут наращивать капитализацию, следует выставлять на продажу, те же, которые работают эффективно, – оставлять в госсобственности.

В дискуссию вновь включился Глазьев, выступивший с инициативой создать рейтинговое агентство ЕврАзЭС, так как существующие международные агентства по факту являются американскими. Вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин, принимавший участие в этой встрече, был не против. Но Глазьеву этого успеха показалось мало. Он более четко сформулировал свои пожелания: кроме рейтингового агентства ЕврАзЭС, российским властям следует добиваться на международном уровне, чтобы крупнейшие мировые рейтинговые агентства и аудиторские компании перешли под юрисдикцию МВФ. Путин против этой идеи возражений не высказал, но безусловного решения задачи не гарантировал.



©РАН 2024