http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=65a93810-ea60-4e7c-86ab-6e85c99a5576&print=1
© 2024 Российская академия наук

СОЮЗ С ВЛАСТЬЮ

20.02.2008

Источник: Гудок, БЕСЕДОВАЛ ВЛАДИМИР ГУБАРЕВ



РУКОВОДИТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОМИТЕТА ОЗАБОЧЕН РАЗВИТИЕМ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

ВАЛЕРИЙ ЧЕРЕШНЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО НАУКЕ И НАУКОЕМКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ, АКАДЕМИК РАН

- Валерий Александрович, означает ли ваше избрание в Госдуму РФ и назначение руководителем одного из ключевых комитетов, что власть изменила свое отношение к науке и ученым?

- Пожалуй, да. И дело не только в том, что теперь комитет по науке в Госдуме стал самостоятельным - раньше к науке "присоединялось" и образование, а потому 90% времени и сил уходило именно на решение проблем образования в России. Сейчас ситуация иная. В состав комитета вошли выдающиеся ученые страны - академики Ж. И. Алферов, А. А. Кокошин, М. Ч. Залиханов, а также доктора и кандидаты наук. Я не придаю особого значения их принадлежности к разным партиям, дело в другом: эти люди прекрасно знают, чем живет сейчас отечественная наука и что мешает ей занимать достойное место в обществе, экономике, политике.

Убежден, они сделают все возможное, чтобы ситуация коренным образом изменилась. Благо, что у нынешней власти есть понимание роли науки и ученых в современном мире.

- Вы считаете, что такое понимание есть?

- Безусловно. Вспомните, как во власть пришли выдающиеся ученые академики Сахаров, Гинзбург, Котляков, Рыжов и другие. Они становились депутатами, министрами, надеясь, что смогут изменить ситуацию в обществе, что в результате реформ наука станет главной силой, которая будет двигать страну в будущее.

К сожалению, этого не произошло. Усилия великих мыслителей оказались напрасными, и наша наука оказалась в критическом состоянии. Иногда даже были сомнения, сможет ли она выжить. К счастью, благодаря единению ученых, их мужеству и таланту, удалось сохранить главное в науке России - способность познавать и преобразовывать мир. И в начале XXI века мы это почувствовали. Да и у власти появилась уверенность в силах своих ученых. На мой взгляд, нынешний, 2008 год станет переломным - наука всей оставшейся еще у нее мощью включится в созидательный процесс возрождения России. И я вижу признаки этого не только в появлении в новой Думе комитета по науке, но и в завершении реформирования Российской академии наук, в появлении крупных инновационных проектов, на которые государство выделяет большие средства.

- Вы имеете в виду развитие нанотехнологий?

- И их тоже! Кстати, в конце минувшего года в Уральском отделении РАН прошло общее собрание, на котором обсуждались проблемы, связанные с развитием нанотехнологий. Меня порадовало то, что ученые рассказывали как о крупных программах в этой области, так и о вполне конкретных результатах, которые уже получены в отечественных институтах. Да, еще есть специалисты, сомневающиеся в бурном прогрессе нанотехнологий, но их становится меньше, потому что наука России постепенно выходит из кризиса и начинает оправдывать надежды нашего общества. Причем не только в таких областях, как нанотехнологий.

Совсем недавно в День науки мы чествовали новых лауреатов Демидовской премии за 2007 год. Это трое выдающихся ученых. В том, что наша страна - мировой лидер в импульсной энергетике, большая заслуга академика Бориса Ковальчука. При его участии созданы многие первые отечественные установки: сильноточный ускоритель электронов, сверхмощные газовые лазеры и т. д.

Химик-органик Олег Чупахин открыл новые типы реакций, что позволило конструировать вещества самых разнообразных классов - лекарства, полимеры, люминофоры, а также создавать экологически чистые "зеленые" технологии. Он разработал новые виды антибиотиков, онкологических и противовирусных препаратов, в том числе и против "птичьего гриппа".

Академик Михаил Кузьмин - создатель нового направления в геологии - химической геодинамики. Она не только позволяет лучше понять, как возникла Земля, но и дает геологам новый инструмент для поиска полезных ископаемых. Под его руководством на Байкале пробурены глубокие скважины и получены уникальные данные о климате за восемь миллионов лет. Геологи из Иркутского научного центра внимательно следят за состоянием озера Байкал, не только решают сложнейшие экологические проблемы, но и помогают руководству страны принимать верные хозяйственные решения. Такая связка "власть - наука" уже работает в России, и это залог того, что в будущее мы смотрим уверенно.

- Я не могу не спросить вас о транспорте, в частности о железнодорожном. Какую роль вы отводите науке в подъеме этой отрасли?

- Буду конкретным. Приведу пример развития Свердловской дороги. Понятно, что сырьевые запасы Среднего и Южного Урала на исходе, и та мощная промышленность, которая создавалась здесь на протяжении веков, оказалась сейчас на голодном пайке. Единственное, что можно сделать для ее сохранения, - освоить минеральные запасы Полярного Урала. Там разведаны уникальные месторождения металлов. Эта мощная сырьевая база способна стать первой в стране. Уже существует программа интенсивного освоения Северного Урала. В частности, сейчас ведется ее экологическое обоснование. Первый и главный этап освоения этого региона - прокладка к нему железной дороги, которая свяжет месторождения с промышленными центрами. Вдоль нее будет формироваться жилая инфраструктура, появятся новые автомагистрали, возникнут поселки, аэропорты, промышленные предприятия. Эта работа сравнима с преобразованием Урала в течение последних двух столетий.

Мы понимаем, что без решения транспортных проблем развивать страну невозможно, а потому мы в своей работе в новой Думе этим вопросам будем уделять особое внимание. На Полярном Урале, конечно, условия работы для железнодорожников необычайно сложные, потребуются новые технологии, но я убежден, что металлурги и металловеды, химики и физики, машиностроители - все ученые, связанные с транспортом, решат и эти проблемы.