ФОРМУЛЫ ГРЕЗ
10.02.2005
Источник: Гудок, Виталий ТЕТЕРЯТНИК
Мало кто в России знает о великих ученых наших дней, какие открытия они сделали
Мало кто в России знает о великих ученых наших дней, какие открытия они сделали. Как им живется? Что думают они о сегодняшнем дне и о будущем отечественной науки, контуры которых для многих едва просматриваются?
На эти вопросы ответит вышедшая на излете 2004 года книга известного писателя и журналиста Владимира Губарева "Формулы грез" - десятая из серии о судьбах науки и ученых в России. На очередном заседании РАН эту книгу вручили каждому академику и членкору. В ней рассказывается о проблемах, волнующих человечество. Одна из них - потепление климата на планете. На Всемирной конференции по изменению климата, пишет автор, некоторые ученые говорили, что "скоро пальмовые рощи вытеснят березки из московских парков". Но насколько это серьезно? Губарев ищет ответ, опираясь на убедительные аргументы и достоверные факты, в то время как многие СМИ пугают народ тем, что скоро льды Гренландии и Антарктиды начнут стремительно таять и под водой окажутся не только Европа и часть Африки, но и почти вся Азия.
Кому же выгодно нагнетание страстей? Вспомним случай с озоновой дырой, появление которой было воспринято как наступление конца света. А что в результате? Дыра исчезла сама собой, а вот фреоновая промышленность была практически уничтожена. Сейчас ясно, что ситуацией воспользовались крупные фирмы, которые ради собственной выгоды и уничтожения конкурентов проблему озоновой дыры раздули до вселенской катастрофы.
Как тут не провести параллель с Киотским протоколом, когда атака на Россию тоже началась по всем правилам военного искусства. Сначала в разведку отправились всевозможные экологические организации. "Зеленые" провели ряд акций в Москве и других крупных городах. Следом за экологами, как пишет Владимир Степанович, в бой вступили разного рода научные сотрудники и работники исследовательских учреждений и фондов. Но забота о климате на планете на самом деле оборачивается финансовым контролем над энергоносителями.
Академик Кирилл Кондратьев на страницах книги откровенно признается: "Мы еще многого не понимаем в окружающем мире, а что касается климата, то исторически мы пока не можем проследить за его изменениями, а потому прогнозы недостоверны".
В то же время недавнее гигантское цунами, принесшее бед больше, чем иная война, - серьезное напоминание о возможности глобальных катастроф. Его нельзя было предотвратить, но предупредить о нем ученые должны были. Почему же этого не случилось?
- Еще до развала Советского Союза, -сказал автору этих строк Владимир Губарев, - нашими учеными был создан спутник, который должен был предупреждать о подобных катаклизмах. Однако он не вышел даже из ворот днепропетровского "Южмаша". После распада СССР практически прекратилось сотрудничество научных учреждений некогда единой великой страны.
В "Формуле грез", кстати, есть интервью с академиком Борисом Патоном, которое писатель взял по заданию редакции "Гудка" год назад. "Для меня Борис Евгеньевич
Патон, - откровенно признается писатель, - был, есть и будет "нашим" ученым, "моим" соотечественником". В том, что наука интернациональна, убежден и сам Патон.
Академик Лебедев, например, создал первую в Европе вычислительную машину на Украине. Потом переехал жить в Москву, однако когда в Киеве отмечалось его 100-летие, о московском периоде жизни и работы не упоминали. Так нельзя! - убежден Патон.
Шаг за шагом автор книги ведет нас по следам открытий. Вместе с ним мы удивляемся им и радуемся. В начале своей книги Губарев задается вопросом: "А не напрасно ли я пишу книги о судьбе науки и ученых?" Может быть, не следует обращаться к разуму людей, занятому тем, как добыть деньги на пропитание, и политическими страстями? Нет, не напрасно, ведь невежество по-прежнему остается, как говорил классик, демонической силой и может послужить причиной еще многих трагедий.