http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=66d1feab-b71a-42ef-a275-f7306a24eb42&print=1
© 2024 Российская академия наук

Полярные исследования: ждём конкретных действий

16.06.2010

Источник: Наука и технологии, Записала Татьяна Σ Пичугина

В Осло завершилась научная конференция, посвящённая итогам Международного полярного года

Геолог Андрей Абрамов рассказал STRF.ru, почему её участники мало обсуждали климатгейт и каков вклад России в изучение климата полярных регионов.

– На конференции в Осло 8-12 июня собрались почти три тысячи исследователей со всего мира, принимавшие участие в проектах Международного полярного года 2007–2008 (МПГ). Они обменивались сообщениями о проделанной работе. Там были представлены все области науки и жизни полярных регионов. Исследовательские программы МПГ изначально создавались с максимально интенсивной международной кооперацией, беспрецедентным вовлечением молодых исследователей, созданием единой базы данных. Кстати, на конференции отказались от традиционного бумажного тома тезисов и использовали вместо него электронную программу. Это оказалось очень удобно.

Андрей Абрамов

Международный полярный год дал импульс к исследованиям в различных отраслях науки. Полученные за это время данные будут обрабатываться ещё несколько лет. Главный итог мероприятия я бы сформулировал как намерение перейти от накопления данных к их осмыслению и конкретным делам, правда, чёткого плана дальнейших действий никто пока не предложил.

Я – геокриолог, работаю в Институте физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН в лаборатории криологии почв. Находится наш институт в подмосковном городе Пущино. На конференции я рассказывал об исследованиях в районе российских антарктических станций и сети мониторинга геокриологических условий района Ключевской группы вулканов на Камчатке. То, чем занимается наша лаборатория, необходимо не только для отслеживания изменений температурного поля мёрзлых пород, но и для построения астробиологических моделей, исследования жизнеспособных микроорганизмов и криоконсервации биологических объектов, разработки методов определения возраста многолетнемёрзлых пород.

Климатгейт особенно не обсуждали на конференции. По-моему, это больше продукт СМИ, чем реальная научная проблема. Мы смотрим на факты и интерпретируем их. В этом плане вместо глобального потепления уместнее вообще говорить о тенденциях изменения климатических параметров. Но СМИ и политики любят громкие названия и отчасти подталкивают исследователей к расстановке акцентов в «нужных» местах. То, что для ряда метеостанций за время наблюдений фиксируется повышение среднегодовых показателей температурного режима атмосферы, не вызывает сомнений. В то же время есть районы, где эти показатели понижаются. Для некоторых территорий наблюдается изменение температурного режима почв и пород, но опять же не повсеместно. Концентрация газов в атмосфере также меняется, но говорить о том, что причина этих изменений однозначно лежит на совести человечества пока нельзя. Политическая же ситуация в данный момент благоприятствует проектам, которые перекладывают ответственность исключительно на человечество, эти работы хорошо финансируются, а результаты легко попадают в печать. Вместе с тем существуют и гораздо более спокойные оценки развития ситуации, просто они не так популярны. Надо сказать, что в научном плане наша страна неплохо выглядит на общем фоне исследований, представленных в Осло. В рамках МПГ Россия провела несколько крупных экспедиций в Арктике и Антарктиде, которые позволили собрать большой массив данных. Однако много было сделано по международным проектам. Основной объём финансирования учёные получали со своих грантов или по международным программам сотрудничества. Какой-либо централизованной финансовой поддержки проектов, вошедших в программу МПГ, от национального комитета мы так и не дождались. К примеру, мою работу поддерживали РФФИ, международные программы CALM и TSP, а снаряжение для исследований в нелёгких полярных условиях предоставила компания Mountech.

Приборная база также требует дальнейшего развития, часть необходимых анализов мы до сих пор не имеем возможности проводить в России. Поэтому в том, что наши учёные продолжают исследования полярных регионов, есть немалая заслуга других стран. При этом финансирование этих исследований нашим государством неуклонно снижается, техническая база устаревает, поэтому перспективы их развития туманны. Плюс к тому работ российских коллективов в зарубежных научных изданиях публикуется недостаточно, так как не все авторы готовы писать статьи на английском языке. Соответственно, эти работы с трудом могут быть оценены зарубежными коллегами. В этом смысле конференция в Осло дала российским учёным возможность представить свои данные широкому кругу специалистов со всего мира.