Владимир ЛОПАТИН: «Нужен единый центр, координирующий деятельность госструктур в инновационной сфере»
28.03.2008
Источник: STRF,
Наталья Быкова
Справка: Лопатин Владимир Николаевич, директор Республиканского НИИ интеллектуальной собственности, доктор юридических наук.
На круглом столе в Министерстве образования и науки Вы говорили о необходимости создания нового федерального органа власти, ответственного за выработку и реализацию политики в инновационной сфере. Поясните, пожалуйста, зачем нужна дополнительная бюрократическая надстройка?
—Посмотрите, как обстоит дело сегодня. Деньги на выполнение работ по госконтрактам в сфере НИР и ОКР распределяют более 80 госзаказчиков, при этом интересы государства защищают порядка 20 федеральных органов власти, работу которых координируют пять государственных ведомств. Итого на входе мы имеем более сотни структур, формирующих и реализующих политику в сфере интеллектуальной собственности, а на выходе — не имеем практически ничего. За в 2007 год при федеральном финансировании более 200 млрд. рублей сферы науки за Россией закреплены права только на 96 объектов интеллектуальной собственности. Крайняя нерасторопность в подготовке документов и их согласовании между многочисленными органами власти приводит к тому, что важное решение принимается годами, а потом также годами не исполняется. Получается точно по поговорке «Иван кивает на Петра»: Роспром говорит, что Минобрнауки не внесло соответствующие предложения в правительство, а Минобрнауки пересылает этот упрёк дальше, и так по кругу. В итоге страдает дело и национальная экономика. Например, сегодня повсеместно госзаказчики не исполняют постановление правительства РФ №685, и никто не наказан. И даже когда одно авиапредприятие, задействованное в создании самолёта Superjet 100, предлагает Роспрому исполнить требования данного правительственного решения, чиновники ничего не делают, ссылаясь на то, что готовятся к очередной реорганизации.
Помимо этого, нет ответственных и за коммерциализацию прав на полученные результаты интеллектуальной деятельности. По данным Роспатента, по итогам проверок в 80% госконтрактов отсутствуют нормы о закреплении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, что прямо говорит о том, что данные контракты заключались не в интересах государства. Отнюдь не случайно руководители РАН утверждают, что до собственно научных исследований деньги доходят далеко не всегда — более 30% идёт на «откат» чиновникам. В результате основная масса результатов профинансированных государством научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не востребована или находится в сером обороте.
На мой взгляд, выходом из этой ситуации может быть только создание единого центра, жёстко координирующего деятельность существующих госструктур. Новый орган будет упрощать и упорядочивать деятельность многочисленных ведомств, создающих условия для формирования рынка интеллектуальной собственности, вырабатывать политику в данной сфере и единые правила реализации этой политики и осуществлять соответствующий контроль, в том числе в сфере госкорпораций.
Это будет новое министерство, корпорация или что-то другое?
—Мощная федеральная структура, в которой будут работать специалисты из государственного, научного и частного секторов. В одиночку государство не может формировать политику в инновационной сфере и контролировать её реализацию. Во всём Министерстве образования и науки всего пять-шесть специалистов, разбирающихся в вопросах интеллектуальной собственности. Похожая ситуация и в Роснауке, через которую проходит более половины всех гражданских государственных контрактов в сфере НИР и ОКР.
В итоге не достаточно грамотно формулируются задания по госконтрактам, тысячи отчётов о выполнении работ ложатся в архив без реализации и даже прочтения.
В МЭРТ среди шести заявленных направлений перехода к инновационному развитию вы не найдёте ни слова об интеллектуальной собственности. Наверное, неслучайно из 55 объявленных технопарков в стране ни один не работает по назначению, бизнес-инкубаторы выживают за счёт сдачи в аренду своих площадей, а венчурные фонды держат свои деньги годами в банках из-за отсутствия готовых проектов. Игнорирование проблем интеллектуальной собственности ведёт к тому, что мы просто осваиваем деньги, но не получаем искомый результат — инновационный продукт и инновационную экономику.
Поддерживает ли правительство идею создания нового органа власти?
—Подчеркиваю, речь не идёт о новом органе власти. Для реализации задач, поставленных Владимиром Путиным по переходу к инновационной экономике и ускорению темпов формирования инновационной активности власти, науки и бизнеса, должна быть создана СИСТЕМА, работающая по единым, понятным и прозрачным правилам инновационной мотивации всех участников процесса и имеющая единый центр координации. Именно об этом шла речь на парламентских слушаниях в Совете Федерации в феврале 2008 года, на конференции в Счётной Палате России 12 марта, итоговый документ которой был направлен во все высшие органы власти нашей страны, а также избранному президенту России Дмитрию Медведеву, которому эта проблема давно известна.