Академическая среда

19.05.2010

Источник: Российская газета, Пьер Сидибе

Премьер Владимир Путин дискутировал с академиками на ежегодном собрании РАН

Смотреть фоторепортаж Сергея Куксина Премьер Владимир Путин приехал вчера в Академию наук и ответил на непростые вопросы пожилых академиков. Вдобавок глава правительства рассказал о своей работе в КГБ и о том, как правильно реагировать на критику.

В ожидании российского премьера перед общим собранием Российской академии наук выступил руководитель Сибирского отделения Александр Асеев. Он, как и его коллеги, настаивал на исключительной роли РАН в жизни страны. До сих пор академия остается самой крупной научной организацией в мире - около 50 тысяч только исследователей. И по привычке накануне общего собрания - ежегодного мероприятия академиков - в обществе и прессе наблюдается всплеск интереса к этой организации и к российской науке в целом. Ситуация чем-то схожа с "ажиотажем" вокруг ветеранов за несколько дней до 9 Мая и в самый день праздника.

Впрочем, нападки на РАН, как заметил ее глава Юрий Осипов, начались осенью прошлого года. "Академия стала объектом атаки", - объявил Осипов при полнейшей тишине, воцарившейся в Большом зале РАН. Однако Путин подробно объяснил академикам, как именно надо воспринимать критику.

- Каждого из нас с момента рождения и до тризны постоянно критикуют. Меня за последние десять лет столько критикуют, что я даже уже устал реагировать на это. Это в общем неплохо. Но есть, конечно, люди, которые зарабатывают на этом или хотят заработать. Ну что на это обращать внимание? Вот академик Лаверов сказал, что есть даже препарат, который стимулирует мозговую деятельность. Ну, дайте этим критикам этот препарат, тогда они, может, успокоятся.

Но то было лирическое отступление.

Приведя обширные сведения об открытиях и исследованиях, проведенных академиками в прошлом году, президент РАН постарался убедить сидящего неподалеку главу правительства в том, что за развалом академии последует тотальное разрушение российской науки. Да и потом, говорил Осипов, почти половина всех научных публикаций делают сотрудники РАН при том, что их всего 14 процентов среди отечественных ученых. Вместе с тем, возражал Путин, по такому содержательному критерию, как количество публикаций в признанных научных изданиях, наши ученые пока находятся на 14-м месте. Это на уровне Нидерландов, Бразилии. "В общем, соседство неплохое, но если вспомнить, что в 1995 году мы были на 7-м месте, то это означает, что тенденция пока отрицательная", - заметил премьер.

Да, в России мощный, хотя и изрядно ослабленный потенциал, признавал Юрий Осипов и говорил то, что было на душе у каждого сидящего в зале академика.

- Мы категорически не согласны с тем, что финансирование должно вестись только по тем направлениям, где российская наука находится на передовом уровне, не согласны с ликвидацией так называемых "неэффективных научных учреждений", - не сдавался президент РАН. - При тех стратегических установках, которые сформированы в стране, нужна фундаментальная наука, покрывающая широкий спектр исследований. Только в этом случае Россия окажется во всеоружии при любых изменениях прорывных направлений в науке.

Стране и правда нужны ученые, отвечал Путин, ведь развитие фундаментальной науки служит важным аргументом в формировании образа страны в мире, в притяжении инвестиций, инновационного бизнеса, интеллектуальных ресурсов. "Россия, учитывая ее роль в мире, не может быть в стороне от такой конкуренции. В том числе - от конкуренции в сфере фундаментальных знаний. Это значит - отстать, оказаться на периферии глобальных процессов. Хотел бы сразу сказать: мы высоко оцениваем достижения Российской академии", - сказал премьер.

Однако несмотря на протесты академиков, власть все-таки решила сосредоточить средства на приоритетных направлениях, к которым традиционно относят нанотехнологии, космос, атомную энергетику и ряд других. "Важно сконцентрировать наши ресурсы на основных направлениях, на прорывных, а не размазывать их тонким слоем по хлебу, так что и масла не видно", - объяснял Путин.

Признавая важную роль академии, власти тем не менее сокращают ее финансирование - с 54,6 миллиарда рублей в прошлом году до 49,3 в этом. Вдобавок глава правительства привел академикам в пример известного ученого Григория Перельмана, который считается бессребреником. "Известный Гриша Перельман взял и опубликовал свою работу в Интернете и подписался "Гриша Перельман". Он даже от денег отказывается. Вот мы пытаемся ему хоть как-то дать, он и этих не берет. Но это, конечно, не значит, что все нужно обесточить, наоборот, надо поддерживать", - заметил Путин.

По его мнению, РАН и отечественная наука не могут оставаться в стороне от модернизации, как это было двадцать лет назад.

- Когда я служил в другом ведомстве еще в своей прошлой жизни, у нас наступил момент, и я это очень хорошо помню, где-то в конце 80-х годов, когда и наши разработки, и полученные с помощью специальных средств разработки ваших коллег из-за рубежа не внедрялись в экономику Советского Союза. Даже не было оборудования, чтобы их внедрять, - сетовал премьер и просил, чтобы такого больше не повторялось.

Сейчас, рассказывал Путин, идет согласование еще одного документа, а именно по распределению 3 миллиардов рублей на поддержку проектов, которые будут совместно реализовывать ведущие научные организации и вузы.

В этой связи важен еще один момент: академики чувствуют себя обиженными невниманием власти. Многим кажется, что руководство страны несоизмеримо больше уделяет внимания университетам, нежели академии и ее подразделениям. "Мы против противопоставления университетов и вузов. Мы заинтересованы в сильных университетах. Мы оттуда черпаем кадры", - говорил Осипов. "Поддержка университетской науки - это хорошо, но надо не забывать об академии как основе научного потенциала", - заметил "РГ" нобелевский лауреат Жорес Алферов.

Путин пообещал думать обо всех одинаково, а также сказал, что всем ученым поможет с решением жилищных проблем. За академией числятся более 330 000 гектаров земли, и там можно построить жилье, уверен премьер. "При этом надо обременять будущего застройщика обязательствами продавать часть квартир сотрудникам академии по низким, доступным ценам. Я могу сказать примерный ориентир: 30 000 рублей за квадратный метр", - пояснил премьер. Большой зал РАН загудел, и глава правительства не мог этого не заметить. "Мы можем подискутировать по этой проблеме более предметно. Здесь возможно и субсидирование, возможна и поддержка при приобретении", - добавил Путин.



©РАН 2024