http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=683084cd-7666-4e08-98d3-b8bacc378511&print=1
© 2024 Российская академия наук

ПРОЕКТЫ ВСЕГДА БЫЛИ ЛУЧШЕ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ

17.01.2006

Источник: Парламентская газета, ЕЛИЗАВЕТА ДОМНЫШЕВА

Вот уже более 300 лет Урал отдает богатства своих недр стране

Но сегодня, проанализировав факторы экономического роста округа, специалисты выявили ряд системных проблем. Для их преодоления и более интенсивной работы на Урале и Крайнем Севере был создан проект "Урал промышленный - Урал Полярный". О нем на встрече с российскими учеными говорил полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Петр Латышев.

По словам полпреда, сегодня уже факт, что нарастает разрыв между динамично развивающейся промышленностью и истощившейся ресурсно-сырьевой базой в старопромышленных районах. Особенно это касается Свердловской и Челябинской областей. Ряд стратегически важных для промышленности округа видов сырья завозится с транспортным плечом в 2500 км. А богатейшая ресурсная база Полярного и Приполярного Урала надлежащим образом до сих пор не задействована.

Между тем по данным Уральского отделения Российской академии наук, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала, составляет порядка 290 миллиардов долларов. Но добыча этих ресурсов, как и обеспечение доступа к новым запасам углеводородного сырья, пока проблематична.

Проект должен обеспечить более тесную экономическую интеграцию субъектов Российской Федерации - участников проекта и диверсификацию их экономики. Будет расширен спектр вовлекаемых в хозяйственный оборот запасов твердых полезных ископаемых. Созданы производства по. первичной переработке сырья, констатировано опережающее развитие энергетики.

Большие проблемы в Уральском регионе с транспортом. По словам полпреда, чтобы улучшить транспортную инфраструктуру, по проекту нужно построить несколько железнодорожных линий. В числе первых: Полуночное - Обская, Надым - Салехард - Лабытнанги, Коротчаево - Игарка с перспективой выхода на Дудинку и Норильск. Достроить железнодорожную линию Обская - Бованенково с последующим выходом на порт Харасавэй. Не обойтись и без строительства двух автодорог Тюмень - Урай - Агириш - Салехард и Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Томск. Уже сегодня надо построить оптимальную транспортную схему в регионах, составляющих основу экономики Российской Федерации, и сформировать перспективные векторы экспортных грузопотоков по линии Север - Юг и по линии Юг - Север.

Эти транспортные коридоры, по словам Латышева, позволят ускорить развитие энергетики, машиностроения, металлургии и повысить эффективность использования экспортного потенциала Урала и Западной Сибири. А когда будет создана новая горно-рудная база, то потребности отечественной промышленности будут обеспечены на период до 2050 года и далее. Это ликвидирует нашу импортозависимость по основным стратегически важным природным ресурсам.

По этим планам значительно увеличится число новых рабочих мест. Снизится уровень реальной безработицы, будут реализованы социальные программы. Все это приведет к повышению качества и уровня жизни уральцев. Работу по подготовке к реализации проекта уже начали. Уральский округ, по словам полпреда, ждет, что ученые всех российских институтов примут активное участие в проекте. А президент Уральского отделения РАН академик Валерий Черешнев обратил внимание на то, что УрО РАН имеет 8 отделений и проходит через 3 федеральных округа. Поэтому главной задачей является консолидация сил при решении всех социально-экономических и экологических задач.

Академик Николай Лаверов поддержал полпреда в том, что в старопромышленных районах ресурсы на сегодня практически исчерпаны. В 90-е годы удалось создать несколько урановых предприятий. Открытые еще в 70-е месторождения марганца, хрома, алюминия до сих пор не разведаны. Самое главное, что районы промышленного развития нуждаются в собственном сырье. Интересно, что единственное месторождение каолина на Урале разрабатывается частными предпринимателями. Лаверов уверен, что строительство новых транспортных магистралей оживит экономику старопромышленного района. И хотя многое уже разрушено, необходимо восстановить все нужное и создать новое. А кадры, они будут. Люди обязательно приедут, если будет железная дорога и достойные условия существования, уверил полпреда Лаверов.

"Институт экономики УРО РАН к этой работе уже подключился" , - сказал директор института член-корреспондент РАН Александр Татаркин и добавил, что ученые участвуют в решении двух проблем. Первая касается стратегии развития УФО, выделения приоритетных направлений и разработки транспортной стратегии и построения потоков с Севера на Юг и с Юга на Север. Вторая связана с принятием решений на федеральном уровне.

Сегодня Ханты-Мансийский АО и Якутия занимают первое место в России по индикатору доходов на душу населения. В связи с этим академик Гранберг из Совета по изучению производительных сил сообщил, что если мы собираемся перейти к экономике, основанной на знаниях, то эти регионы являются образцами по созданию сетевого общества. Благодаря развитию социальной инфраструктуры здесь существенно улучшилась и демографическая ситуация: повысилась рождаемость, снижается смертность. Гранберг уверен, что если будут реализованы намеченные проекты, то образуется второе транспортное кольцо и возрастет мощность транспортного коридора. Для того чтобы ускорить осуществление проекта, академик предложил организовать экспедицию РАН в северные районы Уральского округа.

Восточный Урал всегда славился драгоценными металлами. По словам академика Дмитрия Рундквиста, там найдено меднорудное, урановые месторождения и другие. Рундквист убежден, что уже сегодня нужно провести серьезное изучение разведки Восточного склона Урала с привлечением геофизиков. Но все это следует делать с учетом реальной инфраструктуры.

С помощью химических технологий можно решить некоторые энергетические и экологические проблемы Севера, считает академик Николай Платэ. Например, почему бы при переработке природного газа не превращать его в бензин 95-й и дизельное топливо. Можно использовать метан и те газы, которые сегодня сжигаются, превращая их в метанол и этиловый эфир. Сейчас его приходится ввозить издалека. Институт катализа СО РАН из газовых конденсатов делает дизельное и бензиновое топливо. Химики, сообщил Платэ, уже начали работать с ЛУКОЙЛом, идут проработки с "Сибуром" и "Газпромом".

Но тут академик Леопольд Леонтьев с горечью сообщил, что хотя все институты УРО РАН участвуют в выполнении данной программы, но возник ряд проблем. Повсеместное наступление на имущество и земли РАН ставит под серьезную угрозу перспективы работы. Похоже, что этот вопрос пока висит в воздухе. Тем не менее, все ученые мужи выразили редкое единодушие. Не только поддержали проект, но и с энтузиазмом предложили свои идеи по скорейшему осуществлению проекта.

Президент РАН академик Юрий Осипов подчеркнул исключительную важность проблемы и отметил, что РАН обязательно примет самое активное участие в научном сопровождении этого проекта.

***

СПРАВКА

Уральский федеральный округ занимает чуть менее 11 % территории страны. Округ, в котором проживают 8, 5 % населения России, производит 16 % валового продукта государства, 21 % всей промышленной продукции. Здесь собирается 50 % налогов в федеральный бюджет. Концентрация промышленного производства на Урале в 4 раза выше, чем в среднем по России. 8 округе добывается 92, 2 % российского газа, 68, 1 % нефти, включая газовый конденсат, производится около 40 % общероссийского объема стали и проката черных металлов, 45 % рафинированной меди и 40 % алюминия, почти 10 % всей отечественной машиностроительной продукции.