http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=68a9c451-4eec-48fe-889d-5cf7af2139f4&print=1© 2024 Российская академия наук
Академик Сергей Глазьев комментирует…
В соответствии с подписанным руководителями России, Казахстана и Беларуси на саммите ЕврАзЭС 5 июля заявлением, с сегодняшнего дня вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Началось формирование единой таможенной территории стран – участниц Таможенного союза. Ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев прокомментировал это событие.
Справка STRF.ru:
Таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами с единой таможенной территории не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами
Сергей Юрьевич, в чём значение Таможенного союза для экономики России, Беларуси и Казахстана?
Сергей Глазьев: «Формирование единой таможенной территории создаст условия для восстановления научно-технического и производственного потенциалов предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью» – Активизация интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС является частью политики экономического развития, ориентированной на выход из сырьевой ловушки на путь инновационной экономики. Формирование единой таможенной территории создаст условия для восстановления научно-технического и производственного потенциалов предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
За два последних года в этом направлении проделана колоссальная работа, создана договорно-правовая база Таможенного союза ЕврАзЭС. Его формирование является фундаментом для построения Единого экономического пространства (ЕЭП), которое планируется завершить к началу 2012 года.
Восстановление производственной кооперации за счёт отказа от таможенных барьеров оживит и выведет на качественно новый уровень ранее сложившиеся хозяйственные связи.
Создание Таможенного союза означает существенное снижение издержек, расширение масштабов производства и повышение конкурентоспособности объединяющихся в единую таможенную территорию национальных экономик.
К примеру, в любом сложном белорусском изделии около половины стоимости составляет российская комплектация. Аналогичным образом во многих российских машинах и оборудовании есть белорусские детали и казахстанские материалы. Поэтому снижение издержек производственной кооперации благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повышает конкурентоспособность и служит экономическому росту государств-участников.
Более половины времени, затрачиваемого на транспортировку товаров, расходуется в транспортных очередях при пересечении таможенной границы. Её устранение существенно облегчает кооперацию производства, при которой сложное изделие по нескольку раз пересекает российско-белорусскую границу. Для предприятий Казахстана устранение таможенной границы с Россией существенно облегчает доступ к российскому рынку и кооперацию с нашими и белорусскими предприятиями.
Для российских граждан Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном существенно облегчит трансграничные связи. Людям не придётся заполнять ворох таможенных документов, тратить время и силы на границе.
Создание Таможенного союза, таким образом, означает существенное снижение издержек при совместном производстве товаров, повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта. Не к этой ли цели мы шли многие годы – к созданию крупного общего рынка с едиными правилами игры, который изначально настроен на конструктивное сотрудничество? По расчётам учёных Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составит примерно 400 миллиардов долларов. Государства – участники Таможенного союза за счёт интеграционного фактора получат дополнительно около 15 процентов прироста ВВП к 2015 году.
Какие правила будут действовать на единой таможенной территории (ЕТТ) в течение переходного периода – до 1 июля 2011 года?
– На переходный период предусмотрена возможность временного, до пяти лет, применения пониженных пошлин по товарам, которые особо значимы для экономики государств, формирующих Таможенный союз (отдельные виды сырья, технологическое оборудование и запчасти к нему, инвестиционные товары). Принимая во внимание, что на момент начала формирования ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин между Белоруссией и Россией были унифицированы более чем на 90 процентов, а между Казахстаном и этими государствами – только на 38 процентов, этот переходный период введён для адаптации к новым условиям.
Кроме того, предусматриваются благоприятные условия для развития на территории Таможенного союза промышленной сборки моторных транспортных средств, произведённых хозяйствующими субъектами государств – участников Таможенного союза при выполнении соответствующих критериев, устанавливаемых Комиссией Таможенного союза. Это позволит развивать промышленную сборку автомобильной техники на единой таможенной территории, развивать производственную кооперацию в этой отрасли между субъектами хозяйствования сторон и создавать новые рабочие места в автомобилестроительной промышленности государств – членов Таможенного союза.
Тарифные льготы также будут предоставляться в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства – участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства в соответствии с его законодательством.
Кроме того, в течение переходного периода – до принятия необходимых регламентов – в Таможенном союзе будут действовать соглашения о санитарных, ветеринарных мерах и о карантине растений, которые предусматривают взаимное признание разрешительных документов.
– В отношении ЕврАзЭС правильнее говорить не о формировании, а о восстановлении ЕЭП, хотя и на новых принципах рыночной экономики.
Препятствия же носят не столько объективный, сколько субъективный характер. Главными из них являются интересы части национальной бюрократии, лишающихся суверенной самостоятельности ведомств и монополий, которые стремятся к ограничению конкуренции.
Поэтому политической воли глав государств было достаточно, чтобы запустить процесс экономической интеграции.
Какие проблемы могут появиться у государств – членов Таможенного союза?
– Очевидно, что вместе с формированием общего рынка трёх государств в некоторых отраслях возрастёт конкуренция. Это касается химико-металлургического, агропромышленного и (в меньшей степени) строительного комплекса, а также торговли. Вместе с тем большинство металлургических предприятий имеет значительную «подушку безопасности» в виде завышенных цен на свою продукцию, злоупотребляя доминирующим положением на своих национальных рынках. По многим позициям металлургической и химической продукции внутренние цены часто превышают мировые. В агропромышленном комплексе во всех трёх государствах основная конкуренция разворачивается с импортом продукции из третьих стран, которая доминирует на рынках крупных городов. В строительстве с созданием Таможенного союза возрастёт конкуренция на рынке стройматериалов, важнейшие ниши которого монополизированы крупными компаниями, систематически и существенно завышающими цены на свою продукцию.
Во внешней торговле в течение достаточно длительного переходного периода сохранится принцип национального резидентства, что будет препятствовать свободному обращению импортируемых товаров между национальными территориями.
Таким образом, повышение конкуренции на внутреннем рынке Таможенного союза для подавляющего большинства отраслей будет несущественным. А в тех отраслях, где это всё же произойдёт, общий экономический эффект окажется положительным, так как будет способствовать снижению монополизации рынков и приближению к равновесным ценам.
А как Таможенный союз отразится на бюджетах стран-участниц?
– Согласно имеющимся договорённостям, все поступления от взимания импортных пошлин будут распределяться по согласованному макроэкономическому критерию вне зависимости от страны назначения товара. Экспортные пошлины – по стране происхождения, за исключением внутреннего потребления в рамках Таможенного союза.
Доходы российского бюджета могут уменьшиться, во-первых, вследствие отмены экспортных пошлин на нефть и ряд других товаров, поставляемых в рамках Таможенного союза в Белоруссию. Во-вторых, вследствие небольшого снижения ставок импортного тарифа, которое произошло в результате согласования ЕТТ Таможенного союза. В-третьих, возможно снижение доходов по НДС – в случае перераспределения импортных потоков на единую таможенную территорию через Казахстан, в котором ставка налога на добавленную стоимость в полтора раза ниже, чем в России.
Но краткосрочная потеря части поступлений по экспортным пошлинам будет с лихвой компенсирована уже в ближайшие два года за счёт расширения налогооблагаемой базы благодаря росту экономической активности вследствие углубления интеграции.
Впрочем, теоретические выкладки могут быть существенно скорректированы практикой правоприменения норм Таможенного союза. Вопросы администрирования единой таможенной территории действительно относятся к наиболее сложным.