http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=68aa1b34-3f47-4382-9e9f-f01d89391496&print=1© 2024 Российская академия наук
Развитие фундаментальных исследований, сказал Кириенко, должно стать четвертым проектом в области развития атомной сферы в России. "Главное, что должно быть сделано, - мы должны провести необходимые организационные изменения для того, чтобы просто сохранить этот потенциал (фундаментальных исследований). Это должна быть система коллективного пользования с единой постановкой задач", - считает глава Росатома.
"Еще в советские времена, когда создавалась атомная отрасль, она опиралась на фундаментальную науку и в ядерной области, и в других областях", - рассказал вице-президент РНЦ «Курчатовский институт», академик РАН Николай Пономарев-Степной.
По его словам, такой был подход - атомная отрасль включала в себя институты, занимающиеся фундаментальными исследованиями, и использовала институты академии наук и других министерств. "Без них атомное ведомство не могло бы решить атомную проблему", - подчеркнул он.
"22 июля на совещании у президента России прозвучала следующая идея: фундаментальные институты, сегодня разведенные по разным отраслям и ведомствам, могут быть выделены (в том числе и из "Росатома") и может быть образовано независимое от "Росатома" федеральное агентство, которое включит в себя эти институты, - рассказал академик РАН. - Скажу честно - возникает сразу вопрос: а как "Росатом" будет с ними взаимодействовать? Если сейчас понятно, что многие институты, находящиеся внутри "Росатома", работают фактически под его управлением, то при создании единого центра может получиться коммуникационный разрыв, и будет сложно заранее предвидеть, как его устранить".
"Есть и другая сторона медали, - считает Пономарев-Степной. - Дело в том, что "Росатом" - это уже не государственная структура, а государственная корпорация. И поэтому иметь в ней бюджетную линию финансирования весьма затруднительно. И я даже не знаю, возможно ли это по закону".
"А особенность фундаментальной науки во всех странах мира - обязательное финансирование государством, - подчеркнул он. - Она не может существовать только на деньги каких-либо компаний, корпораций, но может использовать их средства. Однако основная линия финансирования институтов, занимающихся фундаментальными исследованиями, должна быть со стороны государства - это общемировая практика".
"Получается противоречие, - отмечает Пономарев-Степной. - С одной стороны, фундаментальная наука должна быть тесно связана с атомной отраслью, а с другой стороны, финансирование этой науки должно быть бюджетным". "Это противоречие возникло, когда принималось решение о превращении Государственного агентства «Росатом» в Государственную корпорацию «Росатом»", - объяснил он.
"Решение этого противоречия еще нужно будет найти. Один из примеров – национальные лаборатории при Министерстве энергетики США. Тем не менее, конечно, было бы хорошо, если бы такие фундаментальные институты, которые перечислялись на встрече с президентом, могли бы быть вместе, иметь достойное финансирование, работать в тесной кооперации и на одной мощной и современной материально-технической базе", - заключил академик РАН.