http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=68c64464-da10-453b-ad68-582b84f9c3b1&print=1© 2024 Российская академия наук
Изменения в Гражданском кодексе, в частности его четвертая часть, которая вступила в силу с января этого года, окончательно закрепили механизмы распределения прав на объекты интеллектуальной собственности. Применение этого закона на практике, особенно когда в создании охраняемых результатов интеллектуальной деятельности финансово участвует государство, - вопрос сложный. В прошлую пятницу он обсуждался в зале коллегии Минобрнауки на круглом столе, подготовленном фондом “Открытая экономика”.
По словам директора Республиканского НИИ интеллектуальной собственности Владимира Лопатина, в нашей стране доля частного сектора в проведении НИОКР мала - примерно три четверти научных исследований финансируются государством. Если сравнить с зарубежными странами, то там ситуация принципиально иная: около 70% НИОКР поддерживает бизнес.
Самая большая доля финансирования науки в России распределяется по госконтрактам. Сумма, которая ежегодно выделяется на проведение НИОКР по госконтрактам, составляет 200 млрд рублей, однако львиная доля этих денег идет на то, что не будет востребовано рынком. Большая часть результатов работы по госконтрактам выражается в сухих отчетах, и только 20% регистрируются в виде патентов, то есть охраняемых прав.
А если нет патентов, то не может быть и оборота интеллектуальной собственности, говорит заместитель руководителя Роспатента Александр Корчагин. Ученый по госконтракту добивается результата, а затем “сливает” его коммерческим фирмам, ведь в контракте не написано, что он обязан официально зафиксировать права на этот результат. Госзаказчики и исполнители госконтрактов должны иметь четкую цель, понимание, зачем нужна технология.
Ситуация должна измениться с утверждением новых нормативных документов, которые были разработаны в прошлом году. Это три законопроекта и 16 проектов постановлений Правительства РФ. В числе самых значимых - Закон о передаче технологий, принадлежащих РФ или ее субъектам. Как сообщил начальник отдела Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки Валерий Федорков, подготовленный документ регулирует порядок распоряжения правом на технологию, принадлежащую РФ и субъектам Федерации, порядок проведения конкурса или аукциона РФ на отчуждение права на технологию, порядок распределения доходов от использования и распоряжения интеллектуальной собственностью, а также получения государством безвозмездной лицензии для государственных нужд. Одним из условий для победителя конкурса на получение госконтракта, предусмотренным законопроектом, является наличие плана внедрения и реализации технологии. Сейчас законопроект проходит окончательное согласование в правительстве и совсем скоро попадет в Госдуму.
Еще один документ, которым можно будет регулировать порядок управления правом на результаты интеллектуальной деятельности, - проект правительственного постановления, в котором пошагово расписано, как госзаказчик должен распоряжаться правами на интеллектуальную собственность. В нем также указано, что в случае, когда право на технологию принадлежит исполнителю госконтракта, тот должен будет в течение года предоставлять госзаказчику сведения о ее внедрении. В случае если госзаказчика не устроят те сведения, которые представит получивший права исполнитель, то к нему будут предъявляться санкции вплоть до изъятия у него прав на интеллектуальную собственность.
После завершения первой части круглого стола, на которой выступали представители министерств и ведомств, комментировать ситуацию, сложившуюся вокруг инноваций, начали практики. “Вы определились с тем, кому могут принадлежать права, - сказал начальник управления использования результатов ориентированных фундаментальных исследований РФФИ Сергей Цыганов. - Но ведь за правами должно прийти распределение доходов от этих разработок. У ученого нет мотивации патентовать, даже если разработки хорошие!”
“Когда мы с удивлением говорим: “Почему так мало патентов?”, напрашивается ответный вопрос: “А зачем патентовать разработки?” - обрисовывает ситуацию директор Центра трансфера технологий МГУ им. М.В.Ломоносова Олег Дьяченко. - Сейчас в МГУ 182 “живых” патента (тех, что поддерживаются), которые ежегодно приносят доход в 0 рублей 0 копеек. Связано это с тем, что в настоящее время продолжает действовать запрет Минфина и Федерального казначейства на использование средств, полученных от лицензионных платежей. Поэтому сегодня патентование вузам невыгодно. Они должны тратить силы, время, деньги, но ввести в хозяйственный оборот интеллектуальную собственность не могут.
По мнению О.Дьяченко, для того чтобы изменить ситуацию, нужны два постановления правительства: “Об условиях распоряжения федеральными государственными учреждениями правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета” и “Об использовании средств, поступивших в результате реализации данных прав”. “Пока здесь ситуация не изменится, это будет тупиковое направление развития, - подчеркивает директор ЦТТ. - Изобретения будут уходить через патентование серым и черным способами частным лицам. Наши научные идеи и разработки будут приносить доход не вузам, где они были созданы, а коммерческим фирмам”.