http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=68ed844b-06e6-4c33-a991-76df46a9aefb&print=1© 2024 Российская академия наук
О финской ядерной энергетике рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Финляндии Александр Румянцев
— Если коротко, финская атомная энергетика — одна из лучших в мире по дисциплине, по эксплуатации атомных блоков, по подготовке персонала, по надзорным органам. Чрезвычайно интересно то, как финны собираются обращаться с облученным топливом, как они реализуют проекты в области безопасности и в сфере повышения эффективности отдачи энергоблоков.
Последнее обстоятельство особенно удивляет всех специалистов — ведь в Финляндии высочайший коэффициент использования установленной мощности, КИУМ, превышающий 95 процентов, причем на всех четырех атомных блоках, работающих в стране.
— В России КИУМ почти на 20 процентов ниже. Может быть, низкий коэффициент использования установленных мощностей зависит не только от самих наших атомных станций, но и, к примеру, от слабости электросетевого хозяйства?
— В Финляндии дефицит электроэнергии, атомные станции работают в базовом режиме, сети и системный оператор стараются использовать их по полной. Но ведь и в России сейчас дефицит, так что АЭС стали загружать гораздо сильнее, чем несколько лет назад. Правда, здесь, в Финляндии, все локально, и с сетями, конечно, легче обращаться. Но вопрос с КИУМ в основном связан с самими станциями.
— То есть вопрос повышения эффективности чисто технологический?
— Секретов никаких нет. На той же Ловизе работают два наших блока ВВЭР-440, известны проекты по их модернизации, выполненные, кстати, с помощью наших же компаний, — ТВЭЛом, Ижорским заводом, «Электросилой». Так что вопрос упирается в организацию проекта.
— А что финны собираются делать с облученным топливом — отработавшими тепловыделяющими элементами — и с другими сильнорадиоактивными веществами?
— При обеих атомных станциях — и на Ловизе, и на Олкилуото — есть хранилища для так называемого приповерхностного захоронения. Это уникальные подземные хранилища — штольни на глубине более ста метров, там сейчас хранят мало— и среднерадиоактивные отходы, но построены они с таким расчетом, чтобы в них можно было разместить, предварительно демонтировав, крупногабаритное оборудование по истечении срока его службы.
А рядом с Олкилуото в скальном грунте сооружается еще одно хранилище «Онкало» — уже для хранения сильнорадиоактивных отходов. К 2020 году оно должно углубиться до отметки 520 метров. Это грандиозное спиралевидное сооружение, в тоннель которого легко въезжает крупнотоннажный грузовик. Финны перерабатывать облученное топливо не собираются, а будут упаковывать его в медные пеналы с толщиной стенки до 40 миллиметров, опускать в штольни, и в сухом хранении оно будет безопасно хоть тысячу лет. Решат, что надо с ним что-то делать, — всегда достанут. Это будет первое в мире законченное решение для таких целей.
— А где финны готовят кадры для своей атомной энергетики?
— В основном сами, специалистов обучают, например, в техническом университете, там есть небольшой исследовательский реактор, и потом доучивают в тренировочных центрах при станциях. Между Россией и Финляндией существует обширная программа обмена. Наши специалисты регулярно ездят на Ловизу. Финны, в свою очередь, бывают на Ленинградской и Кольской АЭС, и представители надзорного органа STUK — центра ядерной безопасности Финляндии — наведываются туда же узнать, как обстоят дела на ближайших к их стране российских станциях.
— Насколько сильны в Финляндии антиатомные настроения?
— Как и везде в Европе. Но здесь правильно работают с общественностью. И в решениях финнов очевиден прагматизм. Вы же знаете, решение о строительстве нового (пятого в Финляндии) энергоблока на АЭС Олкилуото принималось на основе референдума, и 65 процентов финнов поддержали строительство, после чего парламент принял закон о строительстве, но с перевесом всего в 15 голосов — 107 голосами депутатов против 92.
— В России принята грандиозная программа по развитию атомной энергетики, наверное, есть какая-то энергетическая программа и в Финляндии?
— В Финляндии отдельной стратегической атомной программы нет, сейчас строят пятый блок, обсуждают возможность возведения шестого. Сегодня в этой стране 26 процентов электроэнергии вырабатывается на АЭС, с пуском пятого блока будет 37 процентов, а если еще один, шестой, блок пустить, так они выйдут к 50 процентам. Но стратегически энергетические цели обозначены. Как вы знаете, во многом они диктуются особым отношением финнов к природе. Гидроэнергетика развиваться не будет: хотя потенциал есть, финны станут только модернизировать существующие ГЭС. Они консервируют строительство гидроэлектростанций, так как считают, что эти станции негативно влияют на окружающую среду. Для финнов важно, чтобы лосось шел нереститься куда положено — в верховья рек, значит, реки нельзя перекрывать. Им это важно не с промысловой точки зрения, у них же лисы, зайцы, еноты безбоязненно бродят по городам, дикие гуси щиплют травку на городских лужайках. Возвращаясь к энергетике: будет развиваться ветряная энергетика в прилегающих к морю регионах, но не в больших объемах. Финляндия — холодная страна, так что тепловая энергетика будет здесь всегда. Но и она все время поджимается ужесточающимися правилами о выбросах. Так что выбор финны сделали прагматичный — безопасная атомная энергетика.