http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=69540ed2-80d0-4a1a-827f-04fba4b73894&print=1© 2024 Российская академия наук
Справка: Николай Леонтьевич Добрецов – председатель президиума Сибирского отделения РАН.
- Николай Леонтьевич, каким образом, на ваш взгляд, должно осуществляться взаимодействие науки и бизнеса? Существуют ли положительные примеры такого сотрудничества в Сибирском отделении РАН?
- Речь надо вести, прежде всего, о взаимодействии науки, бизнеса и государства. Если кто-то из этой тройки выпадет, то не будет успеха. Потому что существует много препятствий на пути от научной разработки до ее практической реализации в бизнесе. «Рогатки» возникают как в законодательстве, так и чисто чиновничьи. Для их исправления и нужно сотрудничество всех трех сторон инновационного процесса.
Сами институты Сибирского отделения, преимущественно в новосибирском Академгородке, выпускают наукоемкой продукции примерно на 35 миллионов долларов в год. Половину из этой суммы дает Институт ядерной физики. Столько же примерно вырабатывают малые и средние фирмы, либо работающие на базе институтов, либо имеющие с ними лицензионные соглашения. Самую большую сложность вызывает ситуация с патентами, поскольку оформить их на институты невозможно. Либо патенты оформляются на физических лиц, что, по сути, является присвоением труда всего коллектива. Либо в ход идут всякие обходные маневры, не вполне, скажем так, легальные. Но, тем не менее, фирмы работают.
У нас реализуется несколько программ. Во-первых, это программа «Силовая электроника», созданная совместно Сибирским отделением, администрацией Новосибирской области и «Росатомом». Она включает в себя производство интеллектуальных устройств для автотранспорта (электронные тормоза и т.п.), а также преобразователей тока, в том числе мощных - для РАО ЕЭС и крупных заводов. По этой программе была создана управляющая компания, и за пять лет объем производства вырос с 600 миллионов до 9 миллиардов.
Другой пример - предприятие «Эвалар», созданное в Бийске на базе военно-промышленного предприятия НПО «Алтай» с участием институтов Сибирского отделения. Оно производит лекарственные добавки и парфюмерию на основе природных трав, но с помощью современных химических технологий. Это небольшое предприятие с численностью в 400 работников, но выпускает продукции на 10 миллиардов рублей. Это очень хорошие показатели.
Но всегда возникает вопрос: где производить? Для этого мы развиваем то, что нам подсказывает правительство – технопарк в Новосибирске и особую технико-внедренческую зону в Томске. И там, и там мы встречаем много препятствий. Уже два года прошло с момента объявления технико-внедренческой зоны, а всего лишь один резидент зарегистрирован в Томске, и только начинается реальное строительство технопарка в Новосибирске. На первом этапе мы намечаем простое расширение сотрудничества тех фирм, которые уже существуют. В то же время к нам начинают проситься крупные фирмы: «Samsung», «Intel», «Kawasaki». Их привлекает высокий научный потенциал институтов СО РАН, Новосибирского университета. Мы планируем так вести подготовку студентов, чтобы они сразу могли начать работу над своим проектом. Привлекает инвесторов и возможность реализации крупных программ, таких, как производство квантовых компьютеров.
- Какие проблемы возникают в связи с привлечением инвесторов?
- Мне кажется, что привлечение инвесторов это не самая главная задача. К нам приходят многие, но все упирается в недостатки нашего законодательства. Оно до сих пор не решило вопрос, кому принадлежит идея, появившаяся на государственном предприятии. Пока считается, что государству, а это значит, ее нельзя передать в частные руки или существуют такие «рогатки», что не хочется за это браться.
Еще одна проблема - это рынок. Очень многие, начиная производство, не имеют четкого представления о рынке сбыта своей продукции. Пока мы работаем, в основном, на зарубежный рынок, отечественный пока плохо готов к нашей продукции. Не сможет решить государство эти проблемы - мы будем и дальше работать на другие страны. Крупные же российские компании показывают неготовность к работе с академическими институтами. Тот же «Норильский никель» заинтересован в сотрудничестве с нами, но предпочитает покупать разработки за рубежом. Потому что оттуда ему поставляют «под ключ», а связываться с нами - это значит невыполнение графика, время на доработку и так далее. Я консультировался с главой «Интерроса» Потаниным и губернатором Красноярского края Хлопониным и мы сошлись на том, что в любом случае часть технологий должна быть своей, либо оптимально должна использоваться купленная, потому что, она, как правило, уже «секонд хэнд». Все же мы надеемся, что вопрос неготовности крупного бизнеса к сотрудничеству с наукой, может быть, со временем будет преодолен.