http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6993c529-1ff7-4ebf-bfb6-7791ca411a81&print=1© 2024 Российская академия наук
Александр Дегтярев сообщил, что одновременно рассматривались два законопроекта. Один из них - “О народном образовании”, предложенный фракцией КПРФ, - не нашел достаточной поддержки среди депутатов. Преимущества принятого ГД законопроекта в том, что этот документ “более системно изложен и содержит стратегию развития образования”, пояснил председатель думского Комитета по образованию. Однако, добавил он, в проекте КПРФ есть полезные идеи, и Минобрнауки РФ во главе с Дмитрием Ливановым пообещало учесть все предложения оппозиции при доработке Закона об образовании перед вторым чтением.
Широкое обсуждение законопроекта шло на протяжении двух лет: через систему рабочих экспертных групп, на преподавательских совещаниях в каждом регионе, в Российском союзе ректоров и на других площадках, а также через интернет-ресурсы. “Впервые была применена новая система, которая позволяла участникам не только ознакомиться с предлагаемым законом, но и выразить отношение к той или иной его редакции, предложить свои идеи и путем голосования определить, какой вариант получился наиболее удачным”, - рассказала Н.Третьяк.
Новый закон, по ее словам, сохранит все виды государственных гарантий и льгот, существующие в прежнем законе, и существенно расширит доступность бесплатного образования (см. “Поиск” №40, 2012, “Из жизни - в норму”). Граждане смогут получать его не в одном, а в нескольких учреждениях, в том числе не относящихся к образовательной системе и негосударственных. Посредством различных финансовых механизмов государство будет осуществлять оплату такого обучения.
Из определения “высшее профессиональное образование” уйдет слово “профессиональное”. Закон закрепит понятия “бакалавриат” (прикладной и академический), “магистратура”, “специалитет”, “аспирантура”. А вот докторантуры как уровня образования там не будет. “Этот вид научной деятельности, как и вопросы подготовки в его рамках, будут регулироваться в сфере законодательства о науке”, - отметила статс-секретарь.
В законопроекте не предусмотрен и такой термин, как “начальное профессиональное образование”. “Но это не значит, что в одночасье сносится вся система подготовки квалифицированных рабочих кадров, - пояснил А.Дегтярев. - Мы просто повышаем их статус, который был в последние десятилетия принижен”. Теперь подготовка таких специалистов становится прерогативой среднего профобразования.
Нашел свое отражение в законопроекте и вопрос о прозрачности деятельности учебных учреждений. Принцип открытости системы образования обществу задан очень жестко. В первую очередь это проявляется в требованиях к сайтам вузов и школ. Разработан специальный подробный перечень информации, которая должна быть размещена в Интернете и предоставлена по запросу участников образовательного процесса.
“Конечно, не все вопросы нашли ответы в новом законопроекте, но мы дошли до точки невозврата. И предстоящий перед вторым чтением месяц Комитет по образованию употребит на то, чтобы в максимальной степени учесть все, признанное сегодня позитивным в экспертной среде и обществе для создания добротного закона”, - пообещал Александр Дегтярев.