Десять лет истории науки: первый в мире трамвай
05.09.2022
Источник: INDICATOR, 05.09.2022, Алексей Паевский
https://indicator.ru/engineering-science/desyat-let-istorii-nauki-pervyi-v-mire-tramvai.htm
Трамвай Пироцкого
С 2022 по 2031 год в России проходит Десятилетие
науки и технологий. Среди инициатив Десятилетия — работа с опытом:
популяризация знаний по истории науки, их систематизация и облегчения доступа к
ним. Порталы «Живая история науки», Indicator.Ru и Inscience.News запускают
цикл публикаций «Десять лет истории науки» — как новых, так и обновленных
архивных — посвященным памятным датам российской и мировой науки и технологий в
качестве первого скромного шага этой масштабной инициативы. Материалы будут
выходить минимум три раза в неделю. И начнем мы с даты, которая отмечалась
позавчера, но затерялась в бесчисленных переворотах календаря. Именно 22
августа (3 сентября по новому стилю) изобретатель-одиночка Федор Пироцкий, уроженец
Полтавской губернии, «двинул» по Санкт-Петербургу первый в мире электрический
трамвай. Увы, коммерческую эксплуатацию первой (и в России тоже) начала
компания Siemens. Но обо всем по порядку.
Федор Пироцкий
Путь жизни Федора Аполлоновича Пироцкого,
казалось, был предначертан заранее. Он родился 17 февраля (1 марта) в Лохвицком
уезде Полтавской губернии в семье штабс-врача и должен был стать кадровым
военным. Учился в Михайловской артиллерийской академии и там же увлекся
электричеством, а став артиллеристом, отправился служить в Киев. Именно там
произошла встреча, определившая дальнейшую жизнь Федора. Он познакомился с
одним из изобретателей электрической лампочки, Павлом Яблочковым.
Друзья часто прогуливались по Владимирскому
спуску и обсуждали главные проблемы того времени: лошадей и пробки. Ну и,
конечно, то, что города будущего утонут в навозе. «Если цивилизация будет
развиваться по нынешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите,
телег и карет нужно все больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С
мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными
ободьями… К этой мрачной картине могу добавить темноту… Полагаю, спасение — в
электричестве, точнее — в электрической тяге».
Павел Яблочков
Так соединение удручающих городских картин (к
слову, именно Пироцкий создал проект освещения свечами Яблочкова Литейного
моста в Петербурге) с беседами с одним из выдающихся деятелей России в области
электричества и подтолкнуло Федора Пироцкого к созданию городского
электрического транспорта.
По возвращению в Петербург Пироцкий сумел внятно
описать свою идею и в 1874 году получил десятилетнюю привилегию (патент) на
электродвижущийся вагон. Два года спустя он сделал первый подробный проект
передачи электричества на большие расстояния и одновременно организовал пробную
дорогу в Сестрорецке — «двухверстовый рельсовый путь». Первый в мире трамвай
тестировался на Миллеровской железной дороге. В этом пути электричество шло по
рельсам. Один рельс был «фазой», другой — «землей», источником тока был первый
пригодный для промышленного применения электрогенератор — генератор Грамма,
названный по имени своего изобретателя — бельгийца Зеноба Теофиля Грамма. Так
что конструктивно первый транспорт Пироцкого скорее напоминал наземное метро.
Миллеровская железная дорога
Только в 1880 году удалось перейти к испытаниям
в городе. Пироцкий добился того, чтобы в Петербурге построили
мини-электростанцию рядом с линией будущего трамвая, и все лето работал над
будущим вагоном. За основу был взят вагон конки, под днищем к раме привешивался
электродвигатель, на колеса — редуктор передачи вращательного момента.
А 3 сентября по новому стилю случилось то, что
новосозданный журнал «Электричество» описывал именно так: «22-го сего августа
(1880 г.) в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного
переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего
по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамоэлектрическая машина
подвешена к вагону снизу. В присутствии Управления 2-го Общества конно-железных
дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в
11 часов утра».
Весь сентябрь Пироцкий катал петербуржцев на
трамвае, несмотря на прямые протесты владельцев конок. А вот на дальнейшее
развитие своего детища денег у Пироцкого не хватило, инвесторов в России не
нашлось. Зато считается, что именно на проект Пироцкого ориентировался инженер
Карл Сименс, который изучал чертежи изобретателя и встречался с ним, а в 1881
году начался выпуск трамваев Сименса, очень похожих на трамвай Пироцкого. Увы,
именно Сименс, начиная с киевского трамвая 1892 года, создавал регулярные
трамвайные линии в России. К слову, «лобби конок» оттянуло запуск
электрического трамвая в Петербурге настолько, что в российской столице он
появился лишь 27-м в стране, в 1907 году, более, чем через четверть века после
опытов Федора Пироцкого.
Трамвай Сименса
Впрочем, сам Пироцкий успел сделать еще одно
важное дело для развития электричества в России. В 1881 году он проложил
подземную линию, по которой передал электроэнергию от пушечной мастерской до
Технической артиллерийской школы. Успех этого проекта подтолкнул власти
Санкт-Петербурга к строительству центральной электростанции. Так что и к
центральному электроснабжению в России наш герой, проживший всего 53 года, тоже
приложил свой талант.
Сибирское отделение РАН намерено заключить
соглашение с Минобрнауки РФ
ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ. 05.09.2022
Одной из задач Сибирского отделения РАН является
активизация партнерства с министерством науки и высшего образования РФ, считает
председатель СО РАН академик Валентин Пармон.
"Одним из главных моментов этого
партнерства должно стать подписание соглашения СО РАН и Минобрнауки о
взаимодействии, пока что заблокированное юристами министерства. Основная задача
этого соглашения - передача в СО РАН ряда важных полномочий недавно упраздненного
территориального управления Минобрнауки, а также разрешение давно назревших
системных вопросов практически исчезнувшего взаимодействия ФГБУ "СО
РАН" с институтами, подведомственными Минобрнауки, но находящимися под
научно-методическим руководством СО РАН", - говорится в публикации Пармона
в издании "Наука в Сибири".
Также, считает академик, необходимо
активизировать участие Минобрнауки РФ в реализации согласованных этим
ведомством еще в 2018 году планов комплексного развития СО РАН и новосибирского
Академгородка, где сосредоточено (по различным критериям) около половины научного
потенциала Сибирского отделения.
В первом случае одной из главных задач является
прекращение дискриминации институтов (и вузов) второй категории в отношении
возможности бюджетного финансирования обновления приборного парка и поддержки
Минобром планов развития этих институтов.
"Особенно актуальна задача в системной
поддержке ряда региональных научных центров Сибири, оказавшихся после реформ
2013 года обычными научными учреждениями третьей категории", - отмечает
академик.
Что касается крупных проектов, считает Пармон, в
случае новосибирского Академгородка - это не только поддержка начавшегося
ускоренного строительства синхротрона СКИФ и расширения кампуса Новосибирского
госуниверситета, но и обеспечение прорывов в финансировании давно
запланированных и согласованных даже на уровне Совета Федерации РФ флагманских
проектов развития научной инфраструктуры Новосибирского научного центра в
рамках программы "Академгородок 2.0".
"В первую очередь речь идет, конечно, о
реализации застрявшего в многочисленных согласованиях проекта создания
суперкомпьютерного комплекса "ЦКП "Лаврентьев", без которого
институты СО РАН будут беспомощны в работе с большими массивами данных", -
отмечает академик.
Чрезвычайно насущным для развития Новосибирского
научного центра является вопрос о законодательном закреплении территории
Новосибирского научного центра с приданием этой территории особого юридического
статуса, в том числе в связи с начавшейся подготовкой строительства нового
микрорайона с рабочим названием "СмартСити", добавил ученый.