http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=69e07970-5a1b-4c7d-8cbd-7aa90f4b30c5&print=1© 2024 Российская академия наук
Сергей Маратович, оплата труда руководства и работников аппарата Президиума РАН, президиумов региональных отделений и научных центров производится согласно Постановлению Правительства от 1998 года как работникам «иных федеральных органов исполнительной власти». Доплаты и иные выплаты по реформе 2004 года их не коснулись. Руководство РАН неоднократно обращалось в Правительство РФ с предложением распространить на сотрудников аппарата РАН размеры и условия оплаты труда, установленные для работников федеральных агентств Указом Президента РФ от 10 апреля 2004 года №519. Эти обращения основываются на статусе РАН как государственного учреждения. Тем не менее, из-за возражений Минфина и Минздравсоцразвития России этот вопрос так и не решен.
Может ли смена статуса привести к каким-либо негативным последствиям?
По определению, никакие реформы российской науки невозможны без участия РАН, и в правительстве это хорошо понимают. Тем не менее, Минфин абсолютно прав с формальной точки зрения. РАН не является федеральным агентством, и, закладывая в бюджет расходы на реализацию Указа, Минфин не предполагал распространять его действие на сотрудников РАН. Мне кажется, что речь идет о технической несогласованности; разрешить эту коллизию можно, только издав новый Указ.
Смена статуса РАН – это без преувеличения историческое решение, и его нужно принимать (или не принимать) вне зависимости от однократного повышения выплат. По своей сути, РАН вряд ли должна быть государственной организацией – ведь у нас уже есть Минобрнауки и соответствующие службы и агентства. РАН больше соответствует статус автономной некоммерческой организации. Впрочем, понятно и стремление государства добиться подотчетности РАН по крайней мере в сфере расходования бюджетных средств. Для этого необходимо обеспечить участие представителей государства в коллегиальных органах управления РАН.