http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6a243ac4-b7be-4cfb-9839-c4dd6144a736&print=1© 2024 Российская академия наук
Он столь же прост, сколь и сложен: область инновационного развития не может обойтись без финансирования государства и частных инвесторов. Об этом «Апельсину» рассказал академик РАН, член Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию Валерий Чарушин.
Некоторое время назад он побывал в Париже и Берлине в рамках проекта «Наука и коммерциализация технологий». В составе делегации также были представители Администрации Президента РФ, Министерства образования и науки, Минатома, Российской Академии Наук. Российская делегация с удивлением обнаружила проблемы у европейских технопарков, возникших еще в 70-е годы XX века. Очень трудно оценить «на берегу», какие издержки придется нести в пути. Французы относятся к этому с пониманием. Для них нормально, что только один из десяти проектов доходит до конца. Реализация каждого научного проекта связана с повышенным риском, но, когда их много, те, которые реализованы успешно, – окупают все», – пояснил Валерий Чарушин. Знакомство с опытом построения национальных инновационных систем Франции и Германии он считает чрезвычайно полезным. «Кроме того, международное сотрудничество – важный фактор в развитии науки, организации исследований», – прокомментировал поездку академик. – Часто для решения какой-то проблемы нет единых рецептов, потому что любой научно-технический проект имеет массу особенностей и его путь в практику всегда тернист. Допустим, во Франции нам рассказали, что, когда несколько лет назад было создано министерство по инновационным проектам и начато финансирование избранных программ, ожидалось, что через три года эти проекты войдут в стадию самоокупаемости и перестанут нуждаться в поддержке. Однако через положенный срок выяснилось, что инновации начали давать результат, но, чтобы продлить проект, нужна новая государственная поддержка».
Между тем, важность создания в Екатеринбурге технопарка в области информационных технологий Валерий Чарушин считает бесспорной. По мнению академика, технопарк – непременный атрибут построения российской инновационной системы.
«Нужно при этом понимать, что необходимо привлекать к решению проблем частный бизнес. Во Франции, например, стремятся, чтобы финансирование подобных проектов осуществлялось государством только на одну треть, остальные же средства можно получать, используя частные бизнес-структуры. Поэтому задача нашего Правительства – не просто бросать лозунги и распределять федеральные деньги. Необходимо, чтобы эти деньги эффективно работали», – считает Чарушин.
Другая проблема россиян, которая напрямую влияет на развитие инновационной системы, – особый менталитет. «Многие бизнесмены думают примерно так: истратим те ресурсы, которые есть, будем жить сегодняшним днем, а о развитии пусть думают те, кто будет жить после нас. В этом случае необходима жесткая политика государства, которое может обязать бизнес вкладывать, например, 10% из бюджета компании на развитие инновационных технологий. Когда вас заставят вкладывать свои средства в развитие инновационных отраслей в официальном порядке, вы сами станете искать контакты с учеными, чтобы не выбрасывать деньги на ветер, а вкладывать их в перспективное дело», – заключил Валерий Чарушин.
К 2010 году планируется увеличить затраты на научные исследования в РФ до 2% ВВП
16 декабря 2005 года, 09:40
Текст: Николай Карташев
Затраты на научные исследования и разработки в России в 2010 году должны увеличиться до 2% ВВП, при этом доля внебюджетных средств в этих затратах должна возрасти до 55%. Правительство РФ рассматривает этот показатель, как один из основных индикаторов реализации стратегии России в области развития науки и инноваций до 2010 года. Предусматриваются меры, направленные на укрепление престижа российской науки и приток молодых кадров в научную сферу, в результате которых доля молодых специалистов (моложе 39 лет) в науке должна вырасти до 35%.
Еще одним индикатором реализации стратегии является увеличение количества малых предприятий в инновационной сфере к 2011 году до 30000, а удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации до 20% от общего количества организаций. Доля инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции к 2011 году должна вырасти до 15%, а в экспорте промышленной продукции - до 20%.
Стратегия предусматривает решение нескольких основных задач. Это, в частности, создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства. Для этого предлагаются меры, направленные на концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок, интеграция науки и образования.
Еще одна задача стратегии - создание эффективной инновационной системы. Для этого планируется создание финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла.
Среди основных задач стратегии также предусмотрено развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности. Для решения этой задачи предлагается совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере, обеспечение учета научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств, и создание условий для их использования в экономике, меры по вовлечению важнейших разработок в хозяйственный оборот.
Кроме того, стратегия предусматривает модернизацию экономики на основе технологических инноваций. Для этого предусматриваются меры, направленные на стимулирование спроса на инновации в предпринимательском секторе, техническое перевооружение компаний, организация выпуска и экспорта высокотехнологичной продукции, создание высокотехнологичных фирм, содействие международной технологической интеграции российских компаний, развитие условий для частно-государственного партнерства в реализации приоритетов технологического развития.