http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6a2da87e-f4fd-45d5-8246-0d12d2443b5b&print=1© 2024 Российская академия наук
Юрий Вячеславович, 15 декабря на заседании правительства планируется обсуждение доработанной «Стратегия РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.». Политика в научно-технической сфере такова, что если не принять срочных мер, процесс может стать необратимым.
Как Вы считаете, какова будет судьба документа в случае его принятия?
Будет ли активным противодействие принятию и реализации Стратегии со стороны других министерств, РАН, ученых?
Я надеюсь, что документ будет принят, хотя в его отношении и высказывается ряд замечаний. Это связано с тем, что проект Стратегии обсуждается и дорабатывается уже больше года. Конечно, можно перечислять недостатки данного документа, но, по-моему, обсуждение этого документа не должно превратиться в самоцель, главное сейчас – принять Стратегию как некоторый системный взгляд на комплекс последовательных и ресурсно-обеспеченных мероприятий по развитию науки и инноваций.
По моему мнению, Стратегия отвечает интересам развития всей российской экономики, что обеспечено изначально сбалансированностью постановки системной проблемы. Конечно, проще всего видеть все проблемы сосредоточенными в одном месте: или в предпринимательском секторе (спрос на инновации невысок), или в секторе исследований и разработок (низкая результативность, недостаточность предложения технологий), или в инновационной инфраструктуре. Однако жизнь сложнее, в одних случаях без внимания остаются действительно передовые российские разработки, в других случаях российские компании не могут получить комплекс необходимых услуг от сектора исследований и разработок. Решение состоит в развитии сбалансированной целостной инновационной системы и в Стратегии фактически выделены соответствующие задачи.
Скорее всего, в принятии этого документа будет заинтересован предпринимательский сектор, потому что Стратегия содержит ряд предложений по стимулированию инновационной деятельности, в том числе налоговых инициатив на основе опыта развитых зарубежных странах. Я думаю, что позитивно будут восприняты, особенно крупными компаниями, мероприятия по развитию частно-государственного партнерства по реализации национальных приоритетов технологического развития, в том числе на основе расширения и развития практики формирования и реализации мегапроектов. Можно ожидать, что мероприятия по развитию инновационной инфраструктуры, особенно ее производственно-технологической (технопарки, технико-внедренческие зоны) и финансовой (венчурные фонды) компонент, будут полезны для развития малого инновационного бизнеса.
Что касается сектора исследований и разработок, то здесь ситуация очень неоднозначна. С одной стороны, в Стратегии заявлен приоритет (с позиций бюджетного финансирования) развития фундаментальных исследований (что с учетом крайне ограниченных возможностей по привлечению внебюджетных средств в этой сфере представляется оправданным). С другой стороны, предложен развернутый комплекс мер по реформированию сектора исследований и разработок. Конечно, вопросы, связанные с возможным усилением конкуренции научных организаций за ресурсы, расширением финансирования фондов поддержки фундаментальных исследований, усилением требований к мониторингу достигнутых результатов, оптимизацией состава госсектора науки, совершенствованием статуса ГНЦ могут восприниматься весьма болезненно частью научных организаций, отдельными руководителями. Однако, по-моему, наиболее эффективная и научно-состоятельная часть научного сообщества поддержит в целом эти меры, примет участие в их конкретизации, если станет понятно, что планы государства в сфере повышения эффективности российской науки – ответственны и в части ресурсного обеспечения их реализации, и в части реального изменения существующей системы.
В заключение, должен сказать, что принятие Стратегии очень важно для самого государства, для системы государственного управления. Хорошо, что в Стратегии почти нет лозунгов, что она не содержит «бюрократических» приоритетов развития, что она исключительно прагматична в оценке доступных ресурсов и инструментов. Можно надеяться, что политика в сфере развития науки и инноваций станет более последовательной и внятной, более ясной для общества и основных заинтересованных групп.