http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6aacad82-5522-4f05-88f4-4acfb727bd19&print=1© 2024 Российская академия наук
Современная модель образования сегодня обсуждается на всех уровнях. О ней говорили на традиционных августовских совещаниях (по словам директора департамента Минобрнауки И.Реморенко, “по ключевым вопросам министерству удалось достигнуть понимания”). Потом проект Государственной программы по ее внедрению рассматривался на первом в новом учебном году заседании коллегии Минобрнауки. На следующий день на “Правительственном часе” в Государственной Думе о новой госпрограмме рассказывал министр Андрей Фурсенко. Он сообщил, что в ближайшее время этот документ, скорректированный с учетом всех обсуждений, будет направлен для рассмотрения в Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике.
Министр подчеркнул, что обсуждаемая программа - комплексная. По срокам, задачам, направлениям, ключевым действиям она полностью синхронизирована с концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, разработка которой завершается сейчас в правительстве. Комплексный подход заключается также в “системном применении результатов национального проекта, новых проектных принципов и механизмов”. Речь идет о конкурсном выявлении и поддержке лидеров, открытости системы образования, стимулировании необходимых изменений и результатов, следуя логике “деньги в обмен на обязательства” и “деньги в обмен на эффективность”. Выступая перед парламентариями, одним из важнейших уроков нацпроекта А.Фурсенко назвал “необходимость повышения комплексности принимаемых решений”.
Фактически начинается новая “четырехлетка” модернизации образования - продолжая подходы, успешно апробированные в первую “четырехлетку”. Что должно измениться за это время? По всем мероприятиям программы сформулированы контрольные и целевые индикаторы, которые позволят прозрачно отслеживать успешность их выполнения. Например, до начала нацпроекта доля граждан, обучающихся в современных условиях, составляла менее 15%, сейчас - 30%. Уже в 2009 году планируется довести этот показатель до 50%, а в 2012 году - до 70%.
Пожалуй, впервые в госпрограмме уделяется такое внимание развитию непрерывного образования. По данным министра, доля граждан, получавших в текущем году непрерывное образование (включая самообразование), составляет сегодня по России чуть более 20%, что почти в два раза меньше, чем среднее значение по развитым европейским странам. “К 2012 году мы планируем вплотную приблизиться к среднеевропейским показателям”, - заявил министр. Согласно программе, к 2020 году система неформального образования будет характеризоваться многообразием организаций, оказывающих образовательные услуги, прозрачной системой квалификаций, наличием механизма подтверждения полученных результатов образования через экзамены и сертификацию, а также работой образовательных консультантов, которые будут помогать гражданам в выстраивании сложных образовательных траекторий.
Структуру системы высшего профобразования будут составлять четыре вида высших учебных заведений: федеральные университеты (которых к 2012 году будет не менее пяти), национальные исследовательские университеты, университеты регионального значения и институты, реализующие, главным образом, программы бакалавриата, в том числе прикладного. Соответственно планируется обновить законодательство. Ожидается, что уже в 2010 году появится интегрированный законодательный акт - закон РФ “Об образовании”.
На реализацию госпрограммы запланировано 1152 млрд рублей на четыре года. Причем большая часть средств будет привлечена из бюджетов регионов и из внебюджетных источников.
Выступая на заседании коллегии Минобрнауки, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов подчеркнул, что идеология модернизации совершенно ясна и что она может послужить экономическому подъему страны. Но, на его взгляд, хотелось бы большей ясности с исследовательскими университетами. В программе выделены три уровня университетов, ресурсами же обеспечен только первый. Приведя в пример Гарвард, получающий на исследования до 50% бюджета, ректор ВШЭ заметил, что в наших ведущих университетах подобного типа фундаментальные исследования государством не финансируются. Необходимо таким вузам-лидерам увеличить финансирование хотя бы в два раза. Он предложил признать, что ресурсов выделяется недостаточно, и поставить вопрос об исследовательских университетах перед правительством. А.Фурсенко возразил: прежде чем просить дополнительные ресурсы, надо разобраться с качеством образования. “Около 3200 юридических лиц в системе высшего профобразования, и дай Бог, чтобы треть из них нормально учила!”, - сказал он. Если решать проблему качества, заявил министр, будет решаться и проблема ресурсного обеспечения.
Значительные изменения ждут начальное и среднее профобразование. Часть учреждений СПО войдет в состав университетских комплексов. Некоторые программы СПО будут переведены в статус прикладного бакалавриата. Ожидается, что в целом в систему бакалавриата, академического и прикладного, будет вовлечено более двух третей выпускников образовательных школ. Как считают авторы госпрограммы, “таким образом, высшее образование станет социальным стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в первой четверти XXI века”.