http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6aaef347-5a8b-4cd1-a5fb-27083d1c4358&print=1© 2024 Российская академия наук
Какое здоровье может дать подрастающему поколению большая наука?
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
5 И 6 ОКТЯБРЯ в Москве в Доме союзов пройдет совместная научная сессия российских академий наук, имеющих государственный статус. Повестка дня: "Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства".
Накануне этого беспрецедентного события на вопросы корреспондента "РГ" ответил член президиума РАН, первый вице-президент РАМН академик Михаил Пальцев.
У шести нянек дитя без глазу
Михаил Пальцев
Сейчас все озабочены проблемами демографической ситуации в стране. Она зависит не только от рождаемости, но и от продолжительности жизни. Нас обоснованно тревожит сверхсмертность населения. Особенно представителей сильного пола, которые все реже доживают до пенсионного возраста. А здоровье, повторю тут банальную истину, закладывается в детстве. Без преувеличения все зависит от того, как мы сохраняем здоровье ребятишек. На открывающейся завтра сессии научное сообщество обсудит основополагающие проблемы развития отечественной науки в рамках формирования здорового поколения и обеспечения его продолжительной и полноценной жизни.
Российская газета
Сессия шести академий: академии наук, академий медицинских наук, образования, художеств, архитектуры, сельского хозяйства. У каждой свои проблемы...
Пальцев
Нас всех объединяют дети. Все мы или родители, или бабушки, дедушки. И каждый по-своему заботится о детях. У всех есть свои программы работы с ними. Но это тот самый случай, когда у семи, простите, в данном случае у шести, нянек дитя нередко без глазу. Хотя, казалось бы, все действуют только в детских интересах. Но... Простой пример. Академия образования стремится дать каждому ребенку современные знания, обновляются школьные программы, вводятся новые предметы, новые формы сдачи экзаменов, идет компьютеризация школ... Хорошо это? Да кто спорит! А вот как это отражается на здоровье детей? Сколько уже сказано о том, что в первый класс они приходят почти здоровыми, а через одиннадцать школьных лет вместе с аттестатом получают букет взрослых болезней. Мы, медики, трубим о том, что новые нагрузки непосильны для растущего организма...Возникают противоречия. А именно в этом вопросе нужны совместные усилия. Или еще пример. Многие школы строятся почти по тем же проектам, что и двадцать, и десять лет назад. Хотя я сам не раз видел в архитектурных мастерских великолепные проекты современных школ. В них предусмотрены и бассейн, и условия для занятия спортом, и помещения для психологической разгрузки и для того, чтобы компьютеризация не шла во вред здоровью... Вот только где они, такие школы?
РГ
Михаил Александрович! Причастность этих академий, академии художеств к детским проблемам очевидна. А академия сельхознаук? Надеюсь, не о сборе картошки или винограда речь?..
Эта академия ответственна за обеспечение ребятишек рациональным питанием. Очевидно, что засилье столь модного ныне быстрого питания - путь в тяжелейшие недуги. А мы подчас приучаем к такому рациону с малых лет. Ученые всех академий озабочены не только проблемами детства, ухудшением демографической ситуации, ходом реализации национальных проектов, но в не меньшей степени ролью ученых в современном обществе: она сильно принижена. Если так пойдет и дальше, то мы можем потерять российскую науку.Надеюсь, что сессия нас объединит и будет выработана единая программа действий.
А детям-инвалидам в программе найдется место? Их в нашей стране больше, чем где бы то ни было.
Специальный "круглый стол" станет обсуждать эту проблему. Необходимо переломить негативную тенденцию, создать стройную систему социальной реабилитации детей-инвалидов, чтобы они не чувствовали себя изгоями.
Век молекулярной медицины
Все, о чем мы сейчас говорим, так или иначе завязано на национальных проектах. Как, по-вашему, члену двух академий, научное сообщество эффективно участвует в их реализации или еще существует некий академический взгляд со стороны?
К сожалению, как это ни парадоксально, ни в одном проекте не определены место и роль академий, имеющих государственный статус. Может, именно поэтому пока нельзя говорить о том, что академический потенциал используется полностью. Еще есть некоторая наша пассивность. Надеюсь, открывающаяся завтра сессия станет импульсом к более активному участию ученых в нацпроектах.
Вы в числе группы ученых, которые в нынешнем году удостоены премии правительства РФ за разработки, связанные с системой биологической безопасности. Эта проблема тоже в поле зрения участников сессии...
А как иначе! Биологическая безопасность - это же прежде всего охрана от инфекций. А дети им подвержены более всего. Недавняя расшифровка генома человека и других представителей животного и микромира перевернула все представления о диагностике, механизме развития болезней, их профилактике, подходам к лечению. То есть сегодня уже можно говорить о том, что ХХI век - это век молекулярной медицины.
А что это меняет? Имею в виду не глубины науки - обычную медицинскую практику. Знаю, что вы за почти два десятка лет ректорства в Медицинской академии постоянно вводите новые специальности, новые факультативы, в том числе касающиеся и молекулярной медицины. Значит ли это, что современный выпускник медицинского вуза обязан владеть хотя бы ее азами?
Абсолютно уверен! И если мы действительно, а не на словах озабочены выполнением национального проекта "Здоровье", то надо признать и понять на государственном уровне: современная практическая медицина без медицины молекулярной уже невозможна. Хотите примеры? Вот мы почти привыкли, что пренатальная диагностика, то есть проведение генетических исследований плода на ранних этапах его развития, позволяет точно знать о возможных нарушениях. И в случае если такие нарушения несовместимы с дальнейшей нормальной жизнью, можно по медицинским показаниям прерывать беременность.
Вы хотите сказать, что, например, детей-даунов в будущем не будет?
В любом случае окончательное решение остается за родителями.
Молекулярная медицина - это та область, где началось практическое применение нанотехнологий...
Во всем мире явная тенденция к миниатюризации всего - приборов, оборудования, диагностических систем, диагностической аппаратуры, направленного действия лекарств...
Житейский пример возможен?
Возможен. Из-за беспорядочного использования различных лекарств, особенно антибиотиков, появились заболевания, не восприимчивые к традиционным схемам лечения. Особенно тревожная ситуация с туберкулезом. Во многих странах палочка Коха стала одной из серьезнейших биологических угроз. Для борьбы с ним все время создаются новые антибиотики. Но и к новым микобактерии туберкулеза привыкают настолько стремительно, что избавиться от болезни чрезвычайно сложно. Огромный процент инвалидов. Так вот с помощью молекулярной медицины разработано новое поколение препаратов направленного действия, которые меняют свойства возбудителей. Результат? Они начинают поддаваться лечению.
Стволовые клетки все ближе
Это уже из области генной инженерии?
Да. При разработке лекарств направленного действия используется генная инженерия. И именно за генной терапией большое будущее.
Как эти лекарства будут достигать своих мишеней? Это по-прежнему пилюли? Инъекции? Капельницы
Нет, нет и нет! Доставкой занимаются наночастицы, специальным образом модифицированные безопасные для человека вирусы и стволовые клетки.
Мы что, вышли на стадию практического применения стволовых клеток? А как же все запреты на их использование?
Мы очень близки к их практическому применению. Нет никаких ограничений на использование клеток собственного организма. Все большую популярность, в том числе и в России, приобретают банки клеток из пуповинной крови. То есть замороженные стволовые клетки пуповинной крови можно использовать для собственного лечения и лечения ближайших родственников новорожденного. В США и в некоторых странах Западной Европы проводится сейчас вторая стадия клинических испытаний по выращиванию внутрисуставного хряща с помощью стволовых клеток.
И тогда станет ненужным, например, эндопротезирование коленного сустава?
Столь категоричным быть не могу. Но уверен, что эту сложнейшую операцию удастся отсрочить. Есть примеры удачного использования стволовых клеток для лечения заболеваний сердца, мочевого пузыря, болезни Паркинсона... Вместе с тем Евросоюз принял законы, запрещающие использование для лечения людей эмбриональных и фетальных (абортивных) стволовых клеток.
Но в большинстве стран разрешены научные исследования эмбриональных стволовых клеток. Не получится ли так, как было в свое время с генетикой? Тогда в результате всяческих запретов Россия, которая поначалу была в числе пионеров в этой области науки, потом оказалась в хвосте.
Думаю, что теперь такое невозможно. Хотя бы потому, что мы живем в открытом мире: то, что сегодня появляется в одной стране, стремительно становится известно в другой. По инициативе РАМН, Комитет Госдумы по охране здоровья готовит предложения об изменении на этот счет российского законодательства, в котором будут учтены все европейские реалии.
Академическое сообщество
Михаил Александрович, вы член двух академий и вас не могут не волновать проблемы будущего этих учреждений. Сейчас ломаются копья вокруг их статуса, вокруг выбора президентов...
Не вижу прямых угроз для академического сообщества. Вместе с тем надо понимать, что реформы в академической среде назрели. Надеемся, что реформирование будет осуществляться на основе консенсуса между академиями и властью. В любом случае государственный статус будет сохранен. Уверен, что открывающаяся завтра научная сессия шести академий еще раз покажет: невозможно решать важнейшие государственные задачи без достижений фундаментальной науки.
Подготовила
Ирина Краснопольская
Справка "РГ"
На пленарном заседании форума, открывающегося под председательством президента РАН академика Юрия Осипова, с докладами выступят президенты отраслевых академий: Михаил Давыдов (РАМН), Николай Никандров (РАО), Геннадий Романенко (РАСХН), Александр Кудрявцев (РААСН), Зураб Церетели (РАХ), главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко.