http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6b8dc814-8f98-42d6-8d6a-7a09ebdf2c0d&print=1© 2024 Российская академия наук
В минувший четверг в подмосковном наукограде Пущино прошла конференция «Биотехнология—2008», организованная Министерством промышленности и науки Московской области, Международным центром технологической кооперации и Пущинским научным центром РАН. На форуме, посвящённом актуальным вопросам внедрения научных достижений в области биотехнологий в производственную практику предприятий Подмосковья, реальные биотехнологические разработки оказались, по сути, на задворках — точнее на стендах, мимо которых участники конференции шли обсуждать вопросы… инновационного развития страны в условиях кризиса.
Даже небольшой зал наполовину пустовал. Должно быть, у отсутствовавших были дела поважнее
При всей актуальности темы развития биотехнологий в России, которую участники конференции затронули очень поверхностно, главным пунктом её повестки дня оказался ликбез для учёных на тему «как правильно выбивать деньги» и вариации на тему «кабы пригласили в бизнес-инкубатор». Вообще, данная конференция была изрядно приправлена накладками и недопониманием. Начиная от организации транспорта и заканчивая отсутствием на заседании важных докладчиков, в том числе из органов государственной и муниципальной власти. Ополовинивание количества заявленных участников форума «Биотехнологии—2008» его организаторы объяснили тем, что отсутствующие гости и докладчики участвуют в другом мероприятии, проходившем в столице в это же время.
В кулуарах конференции Дмитрий Горбунов, генеральный директор ОАО «Международный центр технологической кооперации», на провокационный вопрос STRF о «местечковом» масштабе форума дал достойный ответ: «Масштаб наукограда выбран не случайно. Сейчас очень важно “всколыхнуть” научные слои. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо играть с учёными на их поле. В этом случае эффект от подобных мероприятий будет гораздо больше, чем просто попытка согнать всех в Москву или Петербург. В идеале, в каждом российском наукограде надо проводить подобные заседания, причём проводить регулярно. Одной из задач, которые должны решать такие конференции, является необходимость показать научному сообществу, что его труд должен адекватно оцениваться, а также то, что результаты этого труда должны быть защищены. Учёные должны понять: что, во-первых, они пишут не в стол; а во-вторых, бизнес для них — не смертельный враг, а друг. И этот друг может помочь с доведением результатов научной деятельности до конечного потребителя».
Предлагавшиеся вниманию публики (состоявшей в основном из учёных; бизнес-представительство было, увы, малозаметным) научно-технологические проекты в области биотехнологий хоть и были расписаны на стендах, подробно на конференции не обсуждались. При этом нередко слышались просьбы, обращённые к авторам, разъяснить смысл той или иной научной работы, её важность и нужность, а также конечные характеристики с точки зрения рядового потребителя. Какие-то разработчики с этой задачей справлялись, какие-то — не очень.
Некоторые из опрошенных участников признавали, что методы взаимодействия государственной науки и частного капитала следовало как раз вывесить на стенды, а на заседаниях имело смысл обсудить вопросы собственно биотехнологии. Трудно не согласиться, так как обучение учёных премудростям управления ликвидностью с помощью портфелей паевых инвестиционных фондов (ПИФов) выглядит, мягко говоря, странным занятием. Особенно на фоне того, что из ПИФов только в октябре пайщики вывели 2,3 миллиарда рублей, а с начала года отток превысил 12 миллиардов рублей.
Тем не менее Алексей Антонов, генеральный директор ООО «Управляющая компания “Олимпия Эссет Менеджмент”», много говорил о «чудодейственной роли» ПИФов и о том, как они похожи на «волшебную палочку» для научных коллективов, жаждущих финансирования. Создаваемая оратором картинка была очень условной: есть бесконечный генератор идей и есть много денег, а теперь надо сложить кубик так, чтобы все остались довольны. Причём внимание не заострялось на том, что ПИФ — исключительно конъюнктурный инструмент управления деньгами вкладчиков, который, как показывает опыт, приносит прибыль только на длинных периодах инвестирования. Как и следовало ожидать, предлагаемая вниманию собравшихся ПИФ-презентация вызвала бурю эмоций, по большей части — негативных.
Вообще, собравшиеся были щедры на колкие вопросы. Некоторые ораторы вступали в своего рода полемику с предыдущими докладчиками. Например, тезисы г-на Антонова, считающего, что ПИФ поможет реализации венчурных проектов, были практически полностью дезавуированы пламенным выступлением Валерия Железного, проректора по научной работе НОУ «Международная академия оценки и консалтинга». Г-н Железный попросил представителей «учёной когорты» не рассматривать каждую свою идею в качестве источника несметного богатства, хотя согласился с тем, что инновации и учёные — золотой фонд общества. Он также призвал собравшихся взглянуть на разразившийся кризис с неожиданного (хотя для нашей аудитории вполне предсказуемого: см., к примеру, «Финансовый кризис поможет российским инновациям», «Кризис — отличное время для перемен. Если вы к ним готовы». — прим. ред.) позитивного ракурса. По словам Валерия Железного, кризис — катализатор инвестиций, так как именно в таких условиях проявляется истинная норма доходности абсолютного большинства компаний, которая составляет около 30 процентов. Особенно досталось в этом аспекте строительному бизнесу, который Валерий Железный раскритиковал за искусственное завышение цен на свою продукцию и за совершенно «неприличную» норму прибыли.
Акцентируя внимание на вопросах финансового сотрудничества между получателями государственных инвестиций и самим государством, Валерий Железный призвал собравшихся не пытаться при первой же возможности вернуть вложенные страной деньги: «Инновационный бизнес имеет меньшую скорость ротации, чем многие другие типы бизнеса. Здесь нет одномоментной прибыли, она появится лишь через годы. Попытки как можно быстрее вернуть стране вложенные ею в вас деньги — самообман и совершенно неверный подход». Не забыл докладчик и про защиту интеллектуальной собственности. По мнению г-на Железного, следует активно использовать способ защиты ноу-хау, так как в этом случае защита практически сопоставима с патентной, а времени этот процесс требует гораздо меньше. Единственным минусом этого подхода является то, что при нарушении прав интеллектуальной собственности от хозяина ноу-хау потребуются доказательства того, что его разработка была украдена.
Учитывая заявленную тематику мероприятия и преобладание разнообразных словоформ, производных от «инновация», приходится признать, что конференция со своей задачей справилась не в полном объёме. Озвученное Дмитрием Горбуновым намерение «всколыхнуть научные слои» вылилось в неожиданно бурное обсуждение кризисных явлений в российской экономике и судеб науки в этот период, так как учёные проявили к данной теме куда больший интерес, чем к дискуссиям по вопросам развития биотехнологий.