http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6bc1688c-7c05-4244-8c8a-e1469f870909&print=1© 2024 Российская академия наук
— Это будет открытая для всех посетителей экспозиция, для которой уже есть несколько тысяч экспонатов, а также действующие лаборатории, куда интересующиеся молодые люди, дети с возраста 10 лет смогут приходить, записываться для посещения, принимать участие в экспериментах и исследованиях, — рассказал «Известиям» официальный представитель ИМБП Марк Белаковский. — Мы рассчитываем на поддержку со стороны Роскосмоса, РАН, Федерального агентства научных организаций, Министерства науки и образования, пригласим к участию иностранных партнеров.
Белаковский добавил, что для международного центра космической медицины и биологии планируется выделить зал площадью более 250 кв. м, высотой более 7 м, с прилегающими помещениями для формирования передвижных выставок и конференций, фондовыми комнатами, конференц-залом, мемориальными кабинетами академиков Василия Парина и Олега Газенко.
— Академики Парин и Газенко были основоположниками отечественной космической медицины и физиологии, и посетителям нового Центра станут доступны их уникальные архивы, — говорит Белаковский. — Среди экспонатов будут неизвестные ранее кино- и фотодокументы исследований, которые проводились у нас в институте начиная с 60-х годов прошлого столетия. А также аппаратура для исследований в пилотируемых полетах и на беспилотных космических объектах, бортовые медицинские укладки, аптечки и космические средства гигиены.
ИМБП РАН — одно из самых известных в мире российских научных учреждений. Известность пришла к институту главным образом благодаря экспериментам по имитации длительного пребывания в космическом корабле. Они начались в ИМБП во второй половине 1960-х. Последний крупный проект такого рода — «Марс-500»: в ходе эксперимента шесть добровольцев имитировали в течение 520 суток полет на Красную планету (проект стартовал 3 июня 2010 года и успешно завершился 4 ноября 2011 года).
Весной прошлого года руководство ИМБП выступило с идеей организации в институте Международного центра медико-биологического обеспечения межпланетных экспедиций, чтобы дальнейшие крупные исследовательские программы уровня «Марс-500» проводились уже на его базе. Идея создания такого центра получила поддержку на уровне РАН, Роскосмоса и ФАНО.
— Получив поддержку нашей идеи создания центра медико-биологического обеспечения межпланетных экспедиций, мы решили эту тему расширить, — рассказывает Белаковский. — Развитие этой идеи — создание в институте учебно-образовательного центра. У нас традиционно много внимания уделяется работе с молодежью, и сейчас, как нам кажется, есть возможность расширить подобные программы, сделать их более доступными, сделать нашу организацию максимально открытой для тех, кто интересуется биологией.
— Чтобы планируемый центр не стал просто еще одним музеем при организации, нужно с самого начала четко продумать и прописать концепцию, что не так просто, — говорит космонавт Александр Лазуткин, ранее возглавлявший Мемориальный музей космонавтики. — Потому что космическое оборудование, тренажеры для космонавтов не так просто адаптировать к интересу широкой публики. Это оборудование специфично, и интерактив здесь не всегда возможен.
При этом Лазуткин констатировал, что интерес к космической тематике во всем мире в последние годы неуклонно возрастает. В том числе благодаря новым компаниям, начинающим формировать частный рынок пилотируемой космонавтики. Для удовлетворения этого интереса появляется новая инфраструктура: в прошлом году в США открылась первая в мире частная школа астронавтов, ее создал американский предприниматель Кевин Хис, возглавляющий компанию Waypoint 2 Space. В ней будут обучать тех, кто собирается путешествовать на частных космических кораблях.