http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6bf96493-5bcd-42fe-ab89-f3bb482aeea1&print=1© 2024 Российская академия наук
Впервые за последние почти 80 лет ученым разрешили учить студентов. Документ, который ученые называют "законом об интеграции науки и образования", был подписан в декабре
ОЖИВИ!
В лабораториях Пущинского научного центра, объединяющего 10 биологических институтов Российской академии наук, шумно. Несмотря на студенческие каникулы, в лабораториях полно ребят. Учеба это или работа? Они оставили свои университеты и приехали сюда ради научных исследований. Для ученых студенты-"черные руки", без которых никакое исследование не проведешь. А ученые для ребят-та самая настоящая наука, которой нет в их вузах. Эти студенты даже не знают, что до декабря их бдение над пробирками и микроскопами здесь было не вполне законным.
Александр Ефимов, заместитель директора Института белка, рассказывает, что идея собирать талантливую молодежь по всей стране, здесь их доучивать и так обеспечить приток молодых кадров принадлежала основателю института академику Спирину.
Каждый год Пущинский научный центр рассылает по университетам рекламные письма. Разумеется, не всюду, а туда, где заведомо высокий уровень преподавания. Студенты присылают в Пущинский центр свои документы с оценками за два последних года и заявку, какие курсы они хотели бы послушать. Комиссия рассматривает документы и вызывает студента на двухнедельную летнюю школу. Научный центр оплачивает ребятам проезд и проживание в общежитии. Студенты должны прослушать 1 из 10 предлагаемых курсов лекций, выступить на семинарах и самое главное, найти себе научного руководителя. Из 20 претендентов отбирают 10-15 человек.
Берут сюда только тех ребят, которых отпускает университет. Поначалу - в качестве "подсобных рабочих". Но студенты понимают, что путь в большую науку начинается с этого. Через год-другой допускают к самостоятельным исследованиям. За работу в лабораториях студенты получают зарплату, но не все. Если у института нет исследовательских грантов, ему и платить нечем. Есть в Пущине директор, который не платит принципиально - пусть спасибо скажут за то, что попали на передний край науки.
Неля Хабибулина, студентка 5-го курса Удмуртского университета, второй год работает в Институте белка, в лаборатории, которой руководит академик Александр Спирин. Занимается биосинтезом белка. " Здесь я могу заниматься наукой, - говорит Неля. - Возможностей гораздо больше, чем в Ижевске. Ты видишь, как происходят все процессы биосинтеза, а не читаешь об этом в книжках". Мария Баженова окончила химфак Красноярского университета, а здесь изучает структуру рибосомы: "В нашем университете это было невозможно, таких лабораторий нет". Анастасия Овчинникова, аспирантка 1-го года Пущинского университета, занимается актуальным делом-изучает процесс разрушения нефтяных и мазутных загрязнений биологическими препаратами в условиях холодного климата. А страсть Даниила Ступина, студента 3-го курса Пущинского филиала МГУ, -оживление коловраток, беспозвоночных животных, вмерзших в арктические льды 500 тысяч лет назад. Минувшим летом он делал доклад на международной научной конференции, и его пригласили в магистратуру в Оксфорд. Но пока Даниил доучивается в Пущине в бакалавриате и хочет довести до ума научную работу.
ЧЕГО-ТО НЕ ХВАТАЕТ
Наука ушла из отечественных вузов давно. В 1930-х годах из университетов изгнали всех дореволюционных преподавателей. Создали так называемый "институт красных профессоров"-из рабочих и крестьян. Тогда же МВТУ раздробили на несколько узкоспециализированных вузов-МАИ, МЭИ и др. А наука из наших университетов исчезла.
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказывал: "Мне один коллега из западного вуза, входящего в пятерку ведущих в мире, сказал как-то: "Старик, у вас замечательное заведение, и образование вы даете хорошее-но, извини, это пока не университет".
Уточним, что имел в виду коллега из западного вуза. В Оксфорде не только 20 тысяч студентов, там еще 4285 научных сотрудников, из которых половина занимается исключительно наукой. В Оксфорде 70 научных объединений (в британской АН - их 90). Мало того, в университете существует кампания по продаже ноу-хау. Раз в неделю она выдает по одному патенту. И напоследок: здесь самая большая система библиотек в Великобритании и шесть музеев. Ученые Оксфорда занимаются нанотехнологиями - в Книге рекордов Гиннесса зафиксирована проведенная ими химическая реакция рекордно малых размеров. Первыми воссоздали трехмерную структуру ВИЧ.
Доказали, что без множественности Вселенных не может быть квантовой механики... И все эти достижения науки, все научные лаборатории доступны студентам.
В России наукой занимаются только 16 процентов вузовских преподавателей. Президиум Академии наук в 2007 году объявил конкурс на гран ты вузовским работникам для научных исследований. Из 260 тысяч преподавателей заявки подали только 5 тысяч человек - около 2 процентов.
Правда, были и исключения. В 1946 году Капице, вернувшемуся из Оксфорда, уда-лось убедить Сталина, что без науки образование невозможно. Ученому разрешили создать "особый" факультет в МГУ, из которого через 5 лет вырос Московский физико-технический институт.
Но и "развитие науки без привлечения талантливой молодежи невозможно", считает Сергей Сидоренко, начальник отдела по интеграции науки и образования РАН. Вячеслав Корнилов, заместитель председателя Пущинского научного центра, говорит: "Между тем, что дается в стандартных вузовских курсах, и тем, что делается у нас в лабораториях, -огромная дистанция. У нас не только новые знания, но и новые методики, новые инструменты и приборы. Студенты вузов с этим не знакомы".
Так же думает и Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института: "В научных и научно-производственных организациях и сегодня передний край науки и технологий. В вузах в последнее время тоже появляются неплохо оснащенные лаборатории, но их недостаточно для всего потока студентов. Да и времени в учебном плане на научные исследования отводится недостаточно".
Главная особенность "системы Физтеха" в том, что все студенты, начиная с третьего курса, учатся и работают в научных лабораториях. Здесь студент проводит 2,5 года.
По такой же схеме работают и университеты Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Новосибирска. Новосибирский университет создавал и много лет был его ректором выпускник Физтеха академик Спартак Беляев. Кроме таких вузов, тесно связанных с научными центрами, есть у нас в стране еще несколько вполне самодостаточных университетов, имеющих свою научно-производственную базу. Это прежде всего МГУ, Бауманский университет. Или Московский инженерно-физический институт, преподаватели которого участвуют в международном проекте суперколлайдера в CERN. И конечно, медицинские вузы, каждый факультет которых имеет базовую кафедру в лечебном учреждении.
ВЕРНИ СПЕКТРОМЕТР
Но все, что делалось до сих пор в лучших вузах страны, было незаконно. У научных учреждений нет лицензии на образовательную деятельность - значит они не могут вести занятия со студентами. По закону, если студенты приходят в НИИ, то вуз должен ему платить за использование помещения и оборудования. Да еще являются пожарники и санэпидстанция и говорят: у вас условия, не подходящие для образовательной деятельности. Владимир Судовцов, руководитель учебно-методического центра Пущинского научного центра, рассказывает: "У нас были романтические идеи в 90-е годы - создадим университет, передадим ему общежитие, аудитории, материальную базу. Но все лопнуло, потому что закон не велит. Знаете, сколько истерик пришлось вынести директору филиала МГУ академику Шувалову? Он вообще директор одного из наших институтов, а филиалом руководит на общественных началах, потому что закон не разрешает быть директором в двух местах. Однажды он купил спектрометр Фурье на деньги по программе интеграции науки и образования. Другими словами, прибор формально принадлежит МГУ. Но студенты используют его немного, он больше нужен в научных лабораториях. Туда и поставили, составили график работы ребят на спектрометре. Какие крики поднялись: это оборудование МГУ, оно не может стоять на чужой территории, не положено! При каждой проверке приходилось писать кучу объяснительных бумаг".
Новый закон устанавливает порядок взаимодействия научных и образовательных учреждений. Отныне ученые могут заниматься со студентами, а университеты имеют право использовать помещения и научное оборудование институтов. Но этого, конечно, недостаточно. Отдел интеграции науки и образования готовит список российских университетов, имеющих базовые кафедры в научных центрах, и обещал предоставить его "Огоньку". Все-таки связь с наукой - это гарантия качественного образования. Также Сергей Сидоренко рассказал, что Академия наук намерена провести оценку научного потенциала университетских кафедр. Но это-дело будущего, пока неясно, как реально эту оценку осуществить.
И в заключение самая свежая новость: 15 февраля Министерство образования и науки направило в правительство проект программы фундаментальных научных исследований на 2008-2012 годы. Объем финансирования этой программы запланирован в сумме 250 миллиардов рублей. Но это деньги, которые министерство будет вкладывать в науку, а не в образование. Напомним, что 57 российских вузов, признанных "инновационными", получили в 2006 и 2007 годах всего 20 миллиардов рублей.
Для сравнения: расходы одного Гарвардского университета на научные исследования составляют 9 миллиардов долларов в год. То есть 220 миллиардов рублей-немного меньше, чем получит вся российская наука за 5 лет. И все-таки, все-таки.
***
Эксперт
АЛЕКСАНДР МИРАКОВ, председатель правления банка "Образование"
В банках, как правило, процентов 70 сотрудников выполняют четко регламентированные функции - учет, операционная деятельность, кассы, инкассация и т.д. Но в аналитических отделах, в отделе информационных технологий требуются иные качества. При отборе на такие должности-при прочих равных условиях - мы отдадим предпочтение людям с опытом научной работы. У нас, например, есть аналитик со степенью кандидата физико-математических наук.
Дело даже не в том, что приятнее общаться с образованными людьми. Научное образование дает необходимые качества, например системное мышление, то есть умение быстро находить, обрабатывать информацию и применять ее в практике.
Такому мышлению нас учили в Московском физико-техническом институте. За время учебы мы постепенно переходили от фундаментальной науки к прикладной. Мы все больше и больше проводили времени в лабораториях, нам даже зарплату платили. Жесткий график учебы вырабатывал способность к мобилизации, умение быстро принимать решения. Так из нас готовили всесторонне подготовленных людей. Это всегда было интересно.
Сейчас открыли огромное количество экономических факультетов в технических вузах. Но качество подготовки кадров там не может быть хорошим - просто некому учить студентов. Эти факультеты нельзя и сравнивать ни с Финансовой академией, ни с ГУ-ВШЭ. И если у нас будет выбор, мы скорее возьмем хорошего ученого, чем плохого экономиста.
Академии наук еще предстоит оценить качество научных школ и кафедр. А пока готовит список российских университетов, имеющих базовые кафедры в научных центрах
Наука должна вернуться в российские вузы. Для начала ученым разрешили преподавать студентам в научных учреждениях