КРЕПОСТНОЕ ПРАВО ДЛЯ УЧЕНЫХ?
26.02.2019
Источник: Троицкий вар, 26.02.19
Андрей Цатурян
Андрей
Цатурян, вед. науч. сотр. НИИ механики МГУ:
Знаменитый
советский и российский биолог академик Георгий Георгиев в недавней статье «Остановить
отток. Как удержать талантливую молодежь в науке»1 высказал немало разумных
предложений. Однако общественный резонанс вызвало лишь одно: ограничить право
на отъезд из РФ молодых специалистов востребованных профессий, получивших бесплатное
образование. Фактически академик Георгиев предлагает отменить указ Александра
II об упразднении крепостного права для своих молодых коллег. Причем возродить
крепостное право предлагается в «жесткой» форме барщины: «После окончания вуза
молодой ученый должен проработать в российской науке 15 лет, после чего кредит
автоматически гасится«1. «Легкая» форма оброка, т. е. постепенная выплата
образовательного кредита из заграничных заработков отвергается: «В случае же
эмиграции он должен вернуть кредит в полном объеме«1.
Некоторые
удивляются, что разумных предложений Георгиева никто не заметил, а всё бурное
(и порой совершенно хамское по отношению к выдающемуся ученому) обсуждение сосредоточилось
на «праве на отъезд». Дело, видимо, в том, что мало кто верит, что отношение к
науке и ученым в России быстро изменится, будут расчищены бюрократические «авгиевы
конюшни» и страна в ближайшее время станет привлекательной для своих и
зарубежных ученых. Зато в отношении запретительных полицейских мер у нас
имеется богатый опыт, необходимая инфраструктура и подготовленные кадры.
Поэтому введение запрета на выезд за границу для молодых ученых представляется
многим кошмарной, но реальной перспективой. Боюсь, что и автор статьи не очень
верит в реализацию своих предложений по созданию более комфортных условий для
молодых ученых и поэтому предлагает подкрепить гипотетические «пряники» более
реальным «кнутом».
Не
стану продолжать обсуждение моральных и социальных аспектов этого предложения.
«Невыездные» ученые моего поколения никогда не забудут унизительное чувство проживания
в запертой клетке, а молодежь, надеюсь, и дальше будет узнавать об этом только
из рассказов старших. Посмотрим на прагматическую сторону предложения академика
Георгиева об ограничении эмиграции ученых. Поможет ли такое ограничение
обеспечить «присутствие Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира,
осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых
приоритетами научно-технологи-ческого развития» и «привлекательность работы в Российской
Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных
исследователей«2? Мировая наука едина и глобальна. Российская наука
представляет в ней лишь небольшую и, увы, далеко не самую «продвинутую» часть,
несмотря на наличие славных традиций и выдающихся ученых. Возможность познакомиться
с лучшими мировыми специалистами и лабораториями — очень важная часть научной
карьеры в современном мире. Причем для того, чтобы интегрироваться в мировое
научное сообщество, недостаточно поездок на конференции или кратковременных
стажировок, нужен более продолжительный опыт работы. Без такого опыта многие
ученые «провинциализируются» и продолжают десятилетиями заниматься мало кому интересными
исследованиями на обочине мировой науки. Среди ученых моего поколения, работающих
сейчас в России, коллеги, получившие опыт работы за рубежом, как правило, заметно
выделяются среди остальных. На мой взгляд, следует, наоборот, помогать нашим
лучшим молодым ученым получить бесценный опыт работы в лучших лабораториях мира
и создать достойные условия для их возвращения домой, как это сделано,
например, в Китае. Знаю по себе, что жить в стране другой культуры и другого
языка нелегко. Привязанность к родной стране действительно существует, хотя
многие записные «патриоты» в это не верят. Если условия жизни и работы в России
хоть немного приблизятся к американским и европейским, многие вернутся. Пока же
большинству наших талантливых ученых, работающих за границей, возвращаться, в
общем-то, некуда. Чтобы изменить эту ситуацию, нужно срочно реализовать
разумные предложения Г. П. Георгиева и ряда других коллег. Я бы добавил к ним
демонтаж полуфеодальной сословной системы организации науки, при котором
немногие «влиятельные» ученые с академическими званиями контролируют основные
финансовые потоки, социальные лифты и доступ к другим важным ресурсам, подменяя
собой принятый в мировой науке «суд равных» (peer review). В такой системе
неизбежно возникают семейственность, клановость и использование «административного
ресурса», чуждые природе науки и тормозящие ее развитие. Это не последняя
причина, из-за которой многие работающие за границей российские ученые не хотят
возвращаться.
Давайте
оставим слово «эмиграция» в XX веке
Юрий
Ковалев (ФИАН, МФТИ):
К
сожалению, многие полезные идеи статьи академика Г. П. Георгиева затмило
очевидно неприемлемое предложение запрета или ограничения выезда молодых ученых
за границу. На эту тему высказались уже члены Клуба «1 июля»3 и министр науки и
высшего образования4. Позвольте воспользоваться моментом для того, чтобы
озвучить мысли, встречающие отторжение у значительного числа коллег.
Большинство
ученых и чиновников, вплоть до российского президента, признают, что нынешний
уровень науки у нас недостаточно высок, нам надо догонять западные страны.
Стоит лишь взглянуть на соответствующие указы президента и практически любую
статистику. Из этого следует, что большинство сильных научных групп находятся
за пределами нашего государства. Таким образом, если поставить перед собой
задачу вырастить из молодого ученого специалиста мирового уровня, то такому ученому
просто необходимо значительное время провести в сильных мировых научных
центрах. На самом же деле рекомендация по смене научной группы раз в несколько
лет (при этом нередко сопровождающаяся сменой страны проживания) считается
нормой как раз для тех стран, на которые мы пытаемся равняться. В большей
степени это справедливо для Европы, Индии, Китая, Австралии, в меньшей — для
США.
В
России к отъезду молодых ученых за рубеж относятся зачастую весьма негативно:
1)
«мы в тебя столько сил вложили, а ты нас предал»;
2)
«государство деньги на обучение потратило, а хороший специалист достался
Западу»;
3)
«он/она никогда не вернется».
Каковы
могут быть реальные причины плохого отношения к отъезду молодых ученых в аспирантуру
или на постдок?
1)
В XX веке было несколько волн научной эмиграции из нашей страны. В результате
осознанная и профессионально обоснованная перемена места работы автоматически
ассоциируется в голове у многих коллег с «расставанием навсегда».
2)
Нам действительно непросто конкурировать на мировом уровне, соответственно, не
рассчитываем мы и на возврат хорошего специалиста.
Каков
же выход? Многие считают, что надо без явных запретов, но все-таки всеми силами
удерживать молодежь в стране. Позвольте не согласиться. Про «эмиграцию» —
давайте уже оставим эту проблему в XX веке! Кому в стране некомфортно — уедут,
— и хорошо, что у них есть такая возможность. Однако формирование ученого мирового
уровня всё же требует в начале карьеры перемены научной группы раз в несколько
лет. Молодежь необходимо поощрять к этому и одновременно прикладывать основные
усилия к тому, чтобы условия научной работы в России были интересны, конкурентны.
Молодые ученые будут массово возвращаться в Россию при условии соблюдения
нескольких ключевых требований: достойная заработная плата, уверенность в завтрашнем
дне (а не жизнь от одного гранта до другого) и перспективы проведения научных
исследований на мировом уровне. Считаю, что именно к этому должны прилагаться
наши усилия. Давайте прекратим считать и уменьшать процент уехавших, а будем
считать и увеличивать процент вернувшихся!
В
КНР это поняли достаточно давно и действуют именно по такой схеме.
Возвращающимся молодым, но уже сформировавшимся специалистам дают очень хорошую
стартовую поддержку и обеспечивают хорошие условия долгосрочных контрактов.
Следует заметить, однако, что «автоматического» предпочтения возвращающейся
молодежи отдавать всё же не стоит. Специалисты, по тем или иным причинам
продолжающие свою карьеру только в России, не должны оказаться из-за этого
«вторым сортом». Оценивать необходимо по результатам, а не по географии
передвижений.