http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6cd5ba2f-14a1-48a6-9a04-5653759d07cc&print=1
© 2024 Российская академия наук

НАМ НУЖНА ПЕРЕГРУППИРОВКА СИЛ

08.02.2007

Источник: Гудок, Беседовал Виталий ТЕТЕРЯТНИК



В нынешнем году 8 февраля в восьмой раз российские ученые отмечают свой профессиональный праздник. Этот день президент РФ определил как праздник российской науки указом 7 июня 1999 года. Дата историческая - 8 февраля 1724 года по распоряжению Петра Первого указом правительствующего Сената была основана отечественная Академия наук, переименованная в 1925 году в Академию наук СССР, а в 1991-м - в Российскую академию наук. Кстати, во времена СССР День науки отмечался в третье воскресенье апреля и был приурочен к составлению В.И. Лениным весной 1918 года "Наброска плана научно-технических работ".

Реформирование ОАО "РЖД" потребовало реформ в системе организации отраслевой науки. О своем видении этих процессов "Гудку" рассказал директор ВНИИЖТа член-корреспондент РАН Андрей СЕМЕЧКИН.

- Как вписалась отраслевая наука в непростые реалии рыночной экономики, в программу реформирования железнодорожного транспорта?

- Интеллектуальный потенциал отраслевых институтов, в том числе ВНИИЖТа, всегда был востребован. Наука помогала эффективно решать серьезнейшие задачи, которые стояли перед железнодорожным транспортом, - экономить материально-технические ресурсы, разрабатывать новый подвижной состав, обеспечивать безопасность движения поездов, развивать новые информационные технологии. В период реформирования руководство ОАО "РЖД" связывает с отраслевой наукой большие надежды, справедливо полагая, что потенциал научного комплекса компании должен в полной мере стать движущей силой ее научно-технического развития. Однако для этого нужна перегруппировка наших сил: продуманные структурные изменения, выверенная инновационная и инвестиционная политика, которые позволят науке полностью использовать свои возможности. ВНИИЖТ принимал активное участие в разработке основных положений концепции научно-технического комплекса ОАО "РЖД", в соответствии с которой в 2007 году он приобретет статус дочернего общества ОАО "РЖД". Это позволит качественно улучшить систему управления наукой, укрепить ее кадровый потенциал, а также провести модернизацию материально-технической базы научно-производственного комплекса.

По сути нам предстоит не просто укрепить и сохранить позиции ведущего отраслевого НИИ, но воссоздать институт, способный оперативно реагировать на возникающие в процессе работы отрасли научно-технические проблемы и решать их комплексно. Все это позволит повысить престижность труда ученых, привлечь в науку талантливую молодежь, совершенствовать систему формирования планов научно-исследовательских и опытных работ и финансирования исследований. Только так мы расширим возможности интеллектуального потенциала ученых, повысим эффективность отраслевой науки, а также обеспечим ее соответствие масштабам проблем, стоящих перед железнодорожным транспортом.

- Потребуется ли, на ваш взгляд, менять структурную организацию отраслевой науки?

- В ближайшее время в ОАО "РЖД" будут сформулированы основные направления научно-технического развития компании в современных условиях реформирования, которые положат конец разобщенности и параллелизму в работе научных учреждений. Будет налажена более четкая координация их деятельности.

Отраслевые научно-исследовательские институты, в том числе ВНИИЖТ, став дочерними предприятиями ОАО "РЖД", получат большую самостоятельность в хозяйственных вопросах, в управлении своим имущественным комплексом. С ростом конкуренции на рынке научно-технических услуг придется совершенствовать маркетинговую деятельность, а значит, создавать соответствующие подразделения, чтобы гибко реагировать на потребности рынка в научно-технической продукции.

- Достаточно ли для этого имеющихся научных сил и какова их квалификация?

- Для решения задач, стоящих перед научно-техническим комплексом, нужны профессиональные кадры высшей научной квалификации, потребность в которых уже сегодня ощущается достаточно остро. Поэтому наш институт в обязательном порядке сохранит аспирантуру и будет развивать работу диссертационных советов.

Мы не ослабим внимание к качеству подготовки научных кадров для отрасли, чтобы эффективнее вести научный поиск, предлагать конкретные пути решения технических проблем железных дорог. При этом важно решить проблему внедрения новых технических разработок в производство. Зачастую ученые ВНИИЖТа, предложив ноу-хау, не знают о дальнейшей судьбе своего детища.

Необходимо создать понятную, стройную систему управления, в которой должны быть поставлены четкие задачи в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также по внедрению новшеств на предприятиях отрасли.

Ученый должен видеть результат своей деятельности не в бумажном отчете, а в виде технологий и техники, используемых на железнодорожном транспорте и дающих экономический эффект.

ОАО "РЖД" в 2006 году приняло решение по разработке ряда комплексных научно-технических проектов (КНП), в которых предусмотрены все шаги от начала научных исследований до внедрения, а также четкая система управления проектами. Думаем, что дело сдвинется с мертвой точки. Появится стимул для дальнейших научных разработок и у ученых ВНИИЖТа, которые будут их сопровождать и совершенствовать вплоть до самого внедрения.

- Сейчас, реализуя отечественный проект высокоскоростного движения, ОАО "РЖД" делает ставку на зарубежный опыт и технологии. Почему мы не можем решить эту проблему самостоятельно?

- В течение последних лет неоднократно рассматривались различные варианты прокладки трассы, создания подвижного состава. Предпринятая в конце 90-х годов попытка создания высокоскоростной линии оказалась, как известно, коммерчески несостоятельной.

ОАО "РЖД" приняло решения о начале модернизации линии Москва - Санкт-Петербург и создании нового высокоскоростного подвижного состава. ВНИИЖТу было поручено проанализировать зарубежный опыт, разработать программу развития скоростного и высокоскоростного движения в России, детально обосновать принимаемые нормативы проектирования, проработать концепцию подвижного состава и подготовить технические требования к инфраструктуре и подвижному составу. Поставленная задача была успешно выполнена. Научные исследования позволили ОАО "РЖД" обоснованно принять решение об участии в проекте некоторых консультирующих организаций из других стран. В то же время зарубежные изготовители привлекаются только для разработки изделий, не имеющих аналогов в России. Их участие, в частности, проходит в рамках межгосударственных соглашений, подписанных с Финляндией, о совместной организации международных высокоскоростных железнодорожных сообщений.

Специалисты нашего института участвуют в высокоскоростном проекте более двух лет. За это время в тесном содружестве с зарубежными партнерами найдены технические решения различных проблем - от модернизации инфраструктуры до использования нового подвижного состава.

Можно с уверенностью сказать, что высокоскоростной проект не станет "импортом скорости из Европы", потому что реализуется по нашим нормативам и нашим требованиям. К тому же совместная работа с зарубежными партнерами позволила сторонам взаимно обогатиться знаниями, опытом и умением вести крупные международные проекты.

- В каком объеме финансируются НИОКР ученых института?

- В настоящее время 62% финансирования институт получает по заказам ОАО "РЖД", еще 16% - от других организаций железнодорожного транспорта. Заказы Регистра сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте (PC ФЖТ) составляют около 9%. Остальные средства получаем от сторонних организаций и зарубежных контрактов.

В ближайшее время такое соотношение сохранится, но институт планирует увеличить заказы сторонних организаций, зарубежных контрактов и PC ФЖТ до 40% к 2010 году за счет проведения грамотной маркетинговой политики, развития новых направлений исследований, востребованных на рынке научно-технических услуг.

- Насколько сегодня востребованы услуги Экспериментального кольца ВНИИЖТа в Щербинке, 75-летие которого будет отмечаться в этом году?

- В наших первоочередных планах - развивать экспериментально-лабораторную базу. Это очень важно и для повышения качества работы испытательного центра, модернизация которого идет с 1999 года. Отремонтированы основные пути на Экспериментальном кольце, модернизированы стенды по испытанию тяговых двигателей, электропоездов и тепловозов (в том числе газовых), отдельных элементов и узлов подвижного состава и пути, подготовлены предложения на проектирование климатической камеры для испытания подвижного состава при высоких и низких температурах.

Вместе с тем темпы обновления материально-технической базы недостаточны. Уровень оснащения научно-испытательного центра ВНИИЖТа в настоящее время уступает технической оснащенности испытательных полигонов подобного класса во Франции и Германии. Особенно заметны различия при проведении испытаний на высоких скоростях, в части обеспечения аппаратурой для фиксации параметров испытаний в реальном масштабе времени с последующей компьютерной обработкой.

Вот почему предусмотрена замена морально-устаревшего и неэффективно используемого оборудования. Планируем создать более 30 новых стендов и центров различного назначения.

Повышение качества исследований и ускорение испытаний железнодорожной техники позволят в короткие сроки реализовать целевые программы по повышению веса и длины поезда, увеличению межремонтных пробегов локомотивов и вагонов, сокращению материальных затрат и эксплуатационных расходов.

Цель технического переоснащения научной базы - превратить институт в современный научно-испытательный комплекс, способный решать важнейшие задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом, проводить сертификационные испытания всех объектов железнодорожной техники.

- В каких направлениях исследований вы будете взаимодействовать с Российской академией наук?

- Фундаментальные разработки РАН уже активно используются при создании новой техники и технологий для отрасли. Сотрудничество с академическими институтами позволяет нам решать научно-технические задачи на высоком уровне, что увеличивает ресурс создаваемых технических средств и, соответственно, снижает эксплуатационные расходы, трудозатраты. В перспективе использование таких разработок должно уменьшить транспортную составляющую в цене продукта.

С Институтом проблем механики РАН мы ведем совместные работы, связанные с безопасностью движения, а конкретнее - с предотвращением сходов вагонов.

Совместно с Институтом металлургии (ИМЕТ) РАН мы разработали и внедрили на Новокузнецком металлургическом комбинате методику фракционного газового анализа рельсовой стали.

Хотел бы отметить и совместные исследования ВНИИЖТа с Институтом химии растворов РАН по созданию композиционных антипирирующих составов для защиты от огня материалов внутреннего оборудования пассажирских вагонов.

У нашего института тесные научные связи с Сибирским отделением РАН. В частности, в содружестве с Институтом физики прочности и материаловедения разработаны методы, технологии и инструменты ультразвуковой финишной и ударной обработки деталей. Применение этих технологий позволит увеличить срок службы отдельных деталей за счет повышения износостойкости и усталостной прочности.

Отдельные технические задачи требуют взаимодействия не с одним научным академическим центром. Например, чтобы провести работы по определению живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, ВНИИЖТ сотрудничал с ЦАГИ и Институтом машиноведения РАН. В результате совместного научно-технического поиска межремонтный пробег тележек модели 18-100 составляет теперь около 160 тыс. км вместо прежних 80 - 100 тыс. км.

ВНИИЖТ не просто сохранит творческие связи с научными центрами Российской академии наук, но будет расширять их для того, чтобы создаваемая железнодорожная техника была на уровне мировых образцов, а то и превосходила их.

***

Досье "Гудка"

Андрей Евгеньевич Семечкин - член-корреспондент РАН, профессор, доктор технических наук.