http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6ce239a4-90ef-4d3b-880e-e14e9075cd8a&print=1
© 2024 Российская академия наук

ФАРЫ ШИПЯТ ЯИЧНИЦЕЙ

05.07.2007

Источник: Известия, СЕРГЕЙ ЛЕСКОВ



Общество "Знание" было создано в июле 1947 года по инициативе президента АН СССР Сергея Вавилова для распространения "политических и научных знаний"

РЕЗОНЕР!

"В Политехнический! /По снегу фары шипят яичницей/ Милиционеры свистят панически/ В Политехнический!" - о чем писал Андрей Вознесенский, сегодня редко кто поймет. Воспетые реалии на прежних местах, но смысла уже не имеют. Вроде египетских пирамид или Акрополя. Здесь находится Центральный лекторий общества "Знание", где в 1960-е годы при полном аншлаге выступали не только молодые поэты, но и маститые ученые. Однажды академик Зельдович не мог пробраться к трибуне, и толпа передавала его по рукам, чтобы не сорвать лекцию по квантовой физике, которая вместе с поэзией должна была вскорости и непременно перевернуть мир...

Служители советского культа знаний священного трепета не вызывали и выглядели комично, как в "Карнавальной ночи": "Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - науке это не известно, она пока не в курсе дела". Это была синекура для отставной номенклатуры, которую поперли с высших постов, вроде председателя КГБ Семичастного. При "Знании" до отрыжки кормился всякий люд, набивавший карманы на марксистско-ленинской идеологии и съевший собаку на разделении знаний на полезные и вредные. Знаний особых общество не сеяло, что не мешало его процветанию. Рядовые люди тоже научились извлекать пользу - в "Знании" всегда можно было подработать с лекциями, сеть была раскинута по всей стране. Издавались приличные журналы: "Знание - сила", "Наука и жизнь", "Химия и жизнь", "Наука и религия", газета "Аргументы и факты", а также высокого качества научно-популярные книги, секрет создания которых утерян, как тайна верескового меда.

Сейчас в комедии лектор появиться не может. Не смешно, ибо лекторов нет, хотя вопрос с жизнью на Марсе не менее запутан. Всероссийское общество "Знание" существует, квартирует в Политехническом музее, но живет тихо, как мышка. Недавно здесь, как для подаяния, побывал глава СФ Сергей Миронов, но он известен нестандартными ходами, другие политики в цитадель знания ни ногой. Незаметность "Знания" тем более удивительна, что громогласно взят курс на строительство экономики знаний, и уже готовая одноименная структура должна вроде бы поднять высокое знамя, возглавить интеллектуальный поход. Но вожатые в деле оборота знания в деньги другие, а в обществе, где раньше заправляли комсомольцы, скромно занимаются проблемами геронто-образования для пожилых людей...

Престиж знаний упал. Мерилом успеха стали деньги, но как можно считать знающим лектора, если он работает за копейки? И как от предприятия от "Знания" навара никакого. Между тем через уважение к знаниям формируется нравственный фундамент общества. Лао-Цзы выводил мораль из свойств ума, впитавшего знания. Сократ считал, что зло есгь результат незнания. Гегель видел единый идеал знания и нравственности. А у нас все популярнее тема о том, что интеллигентный человек может быть не слишком образованным - просто душевным.

Упадок "Знания" - зеркало кризиса системы образования, когда наши лучшие университеты откатились во вторую сотню мировых. Но погоня за степенями и званиями не прекращается. Ученым можешь ты не быть, но академиком обязан - этим правилом руководствуются начальники всех мастей. Особой остроты процесс достиг в 1990-х годах, которые можно назвать эпохой Кашпира во время Чумака. Лектор Филиппова показался бы светочем знания...

В последнее время отношение к науке и образованию изменилось, бюджет растет, и о запустении в интеллектуальной сфере говорить несправедливо. Никто, впрочем, не собирается реанимировать общество "Знание". Может быть, это переживший свое время институт. В XXI веке в знаниях, как в энергии для движения, заинтересовано все общество, а не отдельная структура, созданная для их пропаганды. Ничего страшного, если в обществе "Знание" жизни не больше, чем на Марсе. Главное -чтобы удалось все-таки построить общество знания.

***

Мнения авторов на этой странице могут не совпадать с точкой зрения редакции.