http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6cfb1bd8-9f63-4f2e-b862-6dc972edd871&print=1
© 2024 Российская академия наук
В течение этих 17 лет Василий Семенович был одним из ближайших помощников Виталия Лазаревича Гинзбурга по кафедре Проблем физики и астрофизики (ПФиА) Факультета общей и прикладной физики МФТИ и хорошо знаком с судьбой 97 человек, которые были выпущены с кафедры за 1994-2009 годы. Возможно, 100 человек - не так уж и много, но речь-то идет о выпускниках одного из лучших ВУЗов мира, которые нарасхват и в американских университетах, и в коммерческих компаниях. Это люди высшей квалификации, которые часто определяют лицо тех организаций, где они работают.
В представлении В.С. Бескина эти 17 лет работы на кафедре четко делятся на два примерно равных периода: за 1994-2000 годы было выпущено 50 человек, за 2001-2009 - еще 47 человек. Естественно, часть из них уехала за рубеж.
В.С. Бескин недавно вернулся из зарубежной поездки, во время которой посетил 8 ведущих университетов, встретился и со своими выпускниками и с теми, кто закончил аспирантуру под его руководством. "Из 14 студентов, у которых я был научным руководителем, 10 работают или еще учатся в аспирантуре ведущих американских университетов. Некоторые из моих бывших студентов занимают уже достаточно высокие научные позиции", - рассказывает Василий Семенович.
Материальное обеспечение их работы не идет в сравнение с тем, что имеет сотрудник российского учреждения, однако не все так просто. "Но я всегда говорил своим студентам, что, уехав, они будут прежде всего работать на своего научного руководителя, о творчестве, самореализации в науке придется надолго забыть. Поэтому я не был удивлен, когда они с горечью и обидой говорили мне об этом", - продолжает Бескин. - Мы - в ФИАНе и МФТИ - стараемся сделать по-другому, мы стараемся создать атмосферу творчества и взаимопонимания, в которой интересно жить"
Кафедра Проблем физики и астрофизики является одной из базовых кафедр Физического института им. П.Н. Лебедева РАН и важным элементом учебно-научного комплекса ФИАН. "Виталий Лазаревич Гинзбург всегда придерживался на кафедре такого стиля работы, согласно которому студенту предоставляется возможность свободного развития. Мы, конечно, читаем лекции, но самое главное, это когда студент ФизТеха с младших курсов погружается в атмосферу научной работы. Эта среда, в которой студенты развиваются. И поддержание этой среды является, может быть, даже более главным, чем само обучение. Ведь именно уникальная научная среда и есть то национальное достояние, которое досталось нам по наследству, и которую мы обязаны сохранить. Известный фиановский семинар Гинзбурга был как раз той средой, где впитывалось правильное отношение к науке, к аргументации, к логике, в конце концов. Логика - это такой предмет, преподавать который нельзя, ее основы можно познать только в ходе работы. Ведь есть наука, а есть лженаука, и если какие-то базисные моменты не понимать, не чувствовать, то отличия стираются. Отсутствие подкованности, способности выстроить логическую цепочку от основ тематики до решения ее основополагающих проблем порой и отличает лжеученого от ученого. Виталий Лазаревич был выдающимся физиком и человеком, и одна из главных его черт, достойных восхищения, заключалась в том, что он мог четко сформулировать проблему и видеть кратчайший путь ее решения. А кратчайшим путь решения проблемы может быть только тогда, когда ты сразу отбрасываешь неверные пути, то есть у тебя внутри есть какой-то критерий отбрасывания неверных путей. И научить этому нельзя, но можно впитать в среде, в настоящей научной среде, наблюдая за конкретным обсуждением и принимая в нем участие. Именно поэтому Виталий Лазаревич считал семинар обучающим элементом и очень болезненно воспринимал случаи, когда студенты его по каким-то причинам пропускали.
Сейчас у нас также есть семинары. Это целый ряд семинаров, на которые студенты начинают ходить с 4-го курса, но теперь они включены в общее расписание. В результате, начиная с 4-го курса студенты выступают с короткими сообщениями, а к 6му курсу - совершенно готовы к выступлениям со своими работами. Такая система работы в полной мере перекрывает пропасть между образованием и работой в науке."
Из 50 выпускников 1994-2000 годов в аспирантуру сразу поступили 8, около 20 человек уехало за рубеж, примерно половина работает в областях, которые не имеют отношения к науке. 12 человек из 50 защитили кандидатские диссертации (или эквивалентные степени PhD).
Из 47 выпускников 2001-2009 годов в аспирантуре учились уже 32 человека (это число включает и тех, кто учился или учится в аспирантуре за рубежом), за рубеж уехало около 10 человек, не более 10 работает в областях, которые не имеют отношения к науке, 8 человек защитилось.
"Людей за границу стало уезжать действительно меньше. Это экспериментальный факт", - свидетельствует Бескин. Сейчас, после смерти В.Л. Гинзбурга, заведующим кафедрой станет академик Александр Викторович Гуревич, который сам был учеником Гинзбурга и работает в тех же традициях. "Многие преподаватели справедливо говорят, что высокий уровень наших студентов сохраняется. Я тоже это подтверждаю. Хорошие люди есть, нужны задачи, которые были бы им по плечу",- этим словам В.С. Бескина стоит доверять.