http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6df2d532-4feb-4c0a-b17a-8b6cb60bac45&print=1© 2024 Российская академия наук
По словам заместителя министра образования и науки РФ Людмилы Огородовой, поправки в Трудовой кодекс разработаны в русле стартовавшей летом прошлого года реформы, направленной на повышение эффективности науки. Они регламентируют три этапа: приём на работу, проверку на соответствие должности и увольнение. Так, назначение на определённые позиции в научных организациях будет проходить по конкурсу – стандартному, публичному и абсолютно прозрачному. Работодатель будет обязан размещать в публичном доступе вакансии, в которых будут указаны все требования к соискателю, а также условия работы, включая финансовые стимулы. То есть «договорной зарплаты» в таких объявлениях о вакансиях не будет, также минимизируется возможность не прописанных требований, о которых часто озадаченным соискателям сообщают только на собеседовании. По мнению авторов нововведений, такой подход будет способствовать созданию конкурентной среды в науке, причём, не только кандидаты на должности будут соперничать за рабочие места, но и работодатели будут бороться за лучших кандидатов.
Контракты с научными сотрудниками могут быть срочными и бессрочными, – их характер определяют сами организации, предоставляющие работу. Для работников бессрочного найма теперь прописаны правила аттестации.
«Аттестация и до этого проводилась, но теперь предполагается стандартный подход к процедуре, позволяющий защитить права научного работника. Правила не будут обременительными для учёных, по сути каждый учёный автоматически включится в эту систему, и никаких документов ему собирать не придётся. Кадровые службы организаций сами будут собирать всю наукометрическую информацию из обозначенных информационных баз», – разъяснил Сергей Матвеев, заместитель директора Департамента научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ.
Предположительно, аттестация будет проводиться раз в три года, хотя по этому вопросу представители министерства и научного сообщества пока ведут дискуссии. Учёные выступают за то, чтобы «экзаменовали» сотрудников на бессрочных контрактах раз в пять лет, мотивируя увеличение срока действия их «профпригодности» тем, что иной раз за три года учёные просто не успевают получить выдающиеся результаты. Позиция министерства: для аттестации не обязательно удивлять мир, достаточно, чтобы текущие результаты (а учитываться будет в том числе и всё промежуточное, вплоть до принятых к публикации, но еще не вышедших научных статей, или только что выигранных грантов) демонстрировали, что человек в своём профессиональном развитии не стоит на месте.
Третий принципиальный момент: прекращение трудовых отношений. Теперь на законодательном уровне закрепляется возрастная планка для руководителей научных организаций – 65 лет (в исключительных случаях – 70 лет). Если же достигший предельного возраста учёный имеет научную школу, то ему могут предложить должность научного руководителя.
Впрочем, «возрастная тема» ещё тоже в процессе обсуждения.
Представитель академической науки – замдиректора по научной работе Палеонтологического института им. А.А. Борисяка Алексей Лопатин подсчитал, что, исполняя данное предписание, директора почти 300 институтов вынуждены будут покинуть свои посты, а вместе с ними и их заместители (контракт замдиректора заканчивается вместе с директорским), из-за чего в науке может начаться кадровый кризис.
«Нужно дать доработать сегодняшним директорам до окончания их контрактов, чтобы смена руководящего состава произошла более естественным образом, не одномоментно, а в течение 1–3 лет», – отметил Алексей Лопатин.
В пользу эволюционного перехода выступила и Людмила Огородова, подчеркнув, что ко второму чтению разработчики поправок движутся в русле конструктивной дискуссии, в которой все заинтересованные стороны слышат друг друга.
Финальную, законодательную форму новые правила, по всей видимости, обретут уже в ближайшее время. В октябре-ноябре будут разработаны и подзаконные акты, регламентирующие применение на практике принятых норм. После того, как все юридические нюансы будут прописаны, профсоюз работников РАН даст свою оценку тем изменениям, которые происходят в жизни учёных. Пока же, по словам члена президиума центрального совета профсоюза Михаила Митрофанова, отношение к поправкам сдержанное, хотя многие учёные осознают, что концептуально реформа движется в нужном направлении.