http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6e52ac5e-3a2d-475e-8657-ffe5589e8a56&print=1© 2024 Российская академия наук
Учёные из России и Беларуси, задействованные в совместном научном проекте «БелРосТрансген», госфинансирования его второго этапа в этом году так и не дождались. Но работы по проекту не заморожены, отметил в комментарии STRF.ru один из его руководителей Игорь Гольдман.
Справка STRF.ru:
Гольдман Игорь Львович, руководитель российской части исследовательского коллектива проекта «БелРосТрансген», директор Трансгенбанка Института биологии гена РАН, доктор биологических наук, профессор Игорь Гольдман: «Мы заинтересованы работать с учёными-энтузиастами, которые прежде всего интересуются проблемой и хотят сделать что-то полезное. От тех, кто в первую очередь требует деньги, толку всё равно не будет»
Как реализуется совместный «лактоферриновый проект»? С апреля вы ждали утверждения его второго этапа — программы «БелРосТрансген-2». Дождались?
— 17 ноября 2008 года вышло постановление Совета министров Союзного государства, содержащее предложение о разработке программы. Его подписал председатель Совмина Владимир Путин. Саму программу мы разработали заранее и сразу же начали согласование в министерствах и ведомствах обеих стран. Надеемся завершить эту работу до конца года.
А пока проект заморожен?
— Слава богу, нет. У нас есть некоторые резервные средства на самые необходимые траты. Совместно со специалистами Ставропольского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства РАСХН мы начали осеменять коз в хозяйстве «Атлант» Московской области спермой трансгенных козлов, которые сейчас находятся в Беларуси. Параллельно такое осеменение проводится в Биотехнологическом центре Республики Беларусь.
Мы заинтересованы работать совместно с учёными-энтузиастами, которые прежде всего интересуются проблемой и хотят сделать что-то полезное. От тех, кто в первую очередь требует деньги, считаю, толку всё равно не будет.
Как известно, кроме коз, вы проводите эксперименты по получению молока с человеческим лактоферрином у мышей. Каков его максимальный процент в молоке этих животных на данный момент?
— Сейчас у нас появились мыши, которые в пересчёте на один литр молока дают невиданное количество этого белка (100—160 грамм на литр, а при следующей лактации — 100 грамм на литр). Фактически, мышонок даже не может пить это молоко, поскольку там слишком много лактоферрина. В среднем у наших мышей получается от 10 до 50 грамм на литр молока.
У коз ожидаете столько же?
— Прогнозы — дело неблагодарное, но всё-таки. Во-первых, многие генные конструкции, создаваемые для получения белков, «отработанные» на мышах, приводили к тем же результатам у крупных животных. А во-вторых, в Новой Зеландии, например, недавно открыли большой завод по производству лактоферрина из молока коров, в котором содержание этого полезного белка всего десятые-сотые доли процента. Мы надеемся, что в молоке наших коз будет содержаться экономически значимое количество лактоферрина. Между тем на опытной станции в Ставрополе, которая сейчас реконструируется, в ближайшее время мы возобновляем эксперименты по получению новых трансгенных животных. Так что в будущее смотрим с оптимизмом.
Справка STRF:
Лактоферрин (от лат. lac (lactis) — молоко и ferrum — железо) — бактерицидный железосвязывающий белок. Обнаружен в женском молоке (также в молоке млекопитающих), молозиве, слюне, слезах, секрете носовых желёз, сыворотке крови, лейкоцитах. Оказывает антимикробное, антиоксидантное действия; активирует синтез белков ДНК для обновления и построения новых клеток; регулирует содержание ионов железа в крови.
Бактерицидные свойства лактоферрина основаны на том, что он связывается с липополисахаридами — основными компонентами мембран бактерий, и запускает разрушительный для клеток бактерий процесс. Это действие напоминает механизм работы антибиотиков, но в отличие от них распространяется только на клетки бактерий, не затрагивая клетки организма человека.
Лактоферрин защищает новорождённого от патогенных микроорганизмов до тех пор, пока не заработает его собственный иммунитет. Организм женщины вырабатывает с первыми порциями грудного молока всего четыре-пять граммов лактоферрина на литр, потом его количество снижается до одного-двух граммов. К сожалению, молоко есть не у всех матерей, поэтому человеческий лактоферрин необходимо добавлять в смеси для искусственного вскармливания, чтобы сохранить здоровье новорождённых.
Лактоферрин востребован не только в индустрии детского питания, но и в медицине, и в косметической промышленности