http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6e5a15cd-5ef6-4ad0-8bf2-7959d09c56cb&print=1© 2024 Российская академия наук
Итоги очередного этапа третьего конкурса научно-технических работ “Ученые будущего” были подведены в рамках Всероссийского фестиваля науки. Цель соревнования - развитие интереса школьников к изучению точных и естественных наук. О важности таких усилий говорил на пресс-конференции, посвященной подведению итогов конкурса, проректор МГУ академик Алексей Хохлов: “Популяризация науки и повышение престижа профессии ученого - важные задачи, решению которых были посвящены и нынешний Фестиваль науки, и конкурс”. По мнению академика, именно “вкус к науке”, привитый сегодня, позволит стране в будущем получить лауреатов самых высоких мировых научных премий - вплоть до Нобелевской.
Всего на конкурс поступило более 700 заявок от школьников 9-11 классов государственных, частных и муниципальных образовательных учреждений стран СНГ. Из них для участия в очном этапе были отобраны 83 работы в категориях “Химия и нанотехнологии”, “Физика”, “Биология и науки о жизни”, “Техника и инженерные науки”, “Науки о Земле”, “Математика” и “Программирование”. На конкурс в Москву приехали ребята из Украины, Белоруссии, Казахстана и самых разных регионов России: Урала, Сибири, ЦФО, Мордовии, Башкортостана, Северного Кавказа, ЮФО, Приволжья, Чувашии, Архангельской области.
Жюри, в состав которого вошли представители ведущих вузов стран СНГ, преподаватели МГУ и специалисты корпорации Intel, по достоинству оценило работы и выбрало победителей, наградами которым стали гостевые поездки на финал одного из крупнейших и наиболее престижных международных конкурсов для школьников Intel International Science and Engineering Fair (Intel ISEF), запланированный на май 2013 года в США.
Отвечая на вопрос корреспондента “Поиска” об уровне нынешних финалистов конкурса “Ученые будущего”, Алексей Хохлов заметил, что он весьма высок, подчеркнув также важность сохранения специализированных школ, ведущих углубленное преподавание предметов в той или иной области знаний. Один из примеров таких учебных заведений - Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) МГУ, образованный еще в 1963 году выдающимися математиками и физиками А.Колмогоровым, И.Кикоиным и И.Петровским с целью отбора и обучения старшеклассников, проявивших склонности в изучении естественных наук. И сегодня, опираясь на идеи основателей, СУНЦ принимает школьников не только из крупных городов, но и из глубинных регионов России. Занятия в школе-интернате проходят в форме лекций, семинаров и лабораторно-практических работ, которые проводят профессора и преподаватели естественных и гуманитарных факультетов МГУ. Кстати, большая часть выпускников продолжает свое обучение на естественных факультетах МГУ (механико-математическом, физическом, ВМК, химическом, биологическом, ФББ, ФНМ и др.) “В Законе об образовании сказано, что любая школа должна учить хорошо. Подразумевается, что все школы будут одинаковы, но важно сохранение и специализированных школ - того опыта и преимуществ, которые у них есть. Кстати, многие участники этого конкурса являются учениками именно таких специализированных школ”, - отметил проректор МГУ.
По мнению представителя Intel - руководителя образовательных программ для средней школы в странах СНГ Татьяны Нанаевой, конкурс “Ученые будущего” предоставляет школьникам отличную возможность продемонстрировать свою готовность к научно-технической деятельности, а также мотивирует их на дальнейшую работу в науке: “Талантливые ученики, ставшие победителями этого соревнования, отправятся на международный конкурс Intel ISEF и смогут на практике убедиться, что наука - это интересно и престижно”.
Корпорация Intel и МГУ традиционно уделяют большое внимание вопросам научной подготовки школьника-исследователя. Именно поэтому неотъемлемой частью конкурса “Ученые будущего” является конференция для преподавателей “Образовательная академия Intel”. Ее участники могут не только обменяться друг с другом опытом научной подготовки школьников, но и познакомиться с различными образовательными методиками в этой сфере. Кроме того, в конференции принимают участие и представители научного жюри Intel ISEF в странах СНГ, которые рассказывают о специфике отбора победителей на конкурсах проектных работ.
Специальным гостем итоговой пресс-конференции стал летчик-космонавт РФ, Герой России Андрей Борисенко. Он с радостью откликнулся на приглашение организаторов принять участие в подведении итогов конкурса, поскольку считает такие соревнования одним из важнейших элементов дополнительного внешкольного образования.
- Почему это так важно? Я и сам в некотором роде являюсь продуктом еще советского внешкольного образования, - поделился он с участниками встречи. - Одновременно с занятиями в ленинградской физико-математической школе №30 я посещал и Юношеский клуб космонавтики им. Г.С.Титова Ленинградского дворца пионеров. И, как говорится, на своей шкуре прочувствовал всю необходимость дополнительного образования и тех возможностей, что открывают подобные конкурсы. Не секрет, что наша средняя школа сегодня дает весьма среднее образование по вполне объективным причинам. Но дать подростку возможность сформировать свои профессиональные наклонности, убедиться в том, что то, чем он сейчас занимается, будет важно для него и в дальнейшей жизни, поможет только дополнительное образование. По мнению американских ученых, профессиональные наклонности ребенка формируются в возрасте от 8 до 10-12 лет, и, если у него такие наклонности уже сформированы, окончательное решение о выборе профессии он принимает в возрасте 16-18 лет. Вот потому возможность для ребят приехать и представить свои работы на этом конкурсе - крайне важна. Либо человек поймет, что он занимается не своим делом и тогда есть время выбрать другое направление приложения сил, либо убедится, что может состояться в выбранной области и будет там работать, принося пользу не только себе, но и стране.
С полным списком призеров конкурса можно ознакомиться на официальном сайте www.intel.festivalnauki.ru.