Наука России. Наш ответ Чемберлену или мантра для самих себя?
11.04.2022
Источник: ИА REGNUM, 11.04.2022, Андрей Маленький
Правительство Российской Федерации создало АНО,
миссией которого стало – как АНО заявляет — «Мы хотим поднять индекс счастья в
России». Получается?
Культовым явлением для советского времени был фильм
«Девять дней одного года». Он вызвал огромный резонанс в обществе, масштабный
прокатный успех, заслужил призы ведущих кинофестивалей. Почему и отчего?
Режиссер фильма Михаил Ромм сумел так оживить на киноэкране реальные истории
молодых физиков-ядерщиков, что их не пафосная повседневная жизнь была воспринята
зрителями как подвиг. Период, о котором шла речь в фильме, вскоре приобрел
название «физики и лирики», а само время действительно оказалось прорывным:
первые полёты в космос, военное и мирное использование атомной энергии,
открытие трансурановых элементов. Перед фильмом никаких пропагандистских целей
не ставилось, киноработа проходила в весьма критический атмосфере. И тем не
менее эффект был потрясающим: десятки тысяч молодых людей прямо-таки рванулись
в науку.
2021 год в нашей стране был объявлен Годом науки и
технологий. По рапортам губернаторов, докладам ректоров и руководителей
научно-исследовательских учреждений научно-технологическая сфера стала уверенно
выходить из зоны дискомфорта, в которой оказалась в предшествующий период.
Ученых стали меньше критиковать за оторванность от реальной жизни и
потребностей общества, вузы — за то, что они готовят специалистов, чьи
компетенции не востребованы на рынке труда или просто устарели, бизнес — за
отсутствие высокотехнологичных решений и наукоемких технологий, а потому низкую
эффективность и конкурентоспособность.
ИА REGNUM не раз остро, критически описывало
ситуацию в научно-технологической отрасли. Теперь, судя по докладам, появились
основания считать, что в последнее время обозначились перемены к лучшему. Медленнее,
чем хотелось бы, конечно, но зато — пообъемнее и даже перспективнее.
Но сейчас наступает момент истины. Президент
провозгласил прошедший Год науки и технологий началом в России целого научного
десятилетия. Это длинная дистанция, но она не должна расслаблять, а, наоборот,
мобилизовать. Ее нужно проходить со спринтерской скоростью, потому что путь в
научно-технологическое будущее капитально искорежен и испещрен масштабнейшими
западными санкциями. Такими, которых еще не было. Надежды на отечественных ученых
и технологов усилились, поэтому на старте десятилетия науки, готовя наш ответ
Чемберлену, нужно сразу же запретить производство всякого рода мантр, на корню
искоренить всяческое шапкозакидательство, бравурность в отчетах и обещаниях, в
амбициозном освещении тем. Всё гораздо тяжелее, чем кажется. Нельзя позволять
пропагандистским штампам искажать научно-технологическую реальность.
Прошедший Год науки и технологий не породил фильма,
похожего на «Девять дней одного года». Его место на телеканалах заняли отрывки
фактов и многочисленные интервью, которые раздавали разные ответственные
товарищи, сообщая то, что абсолютно никому не интересно знать и противно
слушать. Например, что в стране прошло около 5,5 тыс. мероприятий, связанных с
наукой. И что в них участвовало более 11 миллионов человек. С этого начинались
все федеральные отчеты и доклады с мест. Спрашивается: какой вывод можно
сделать из того, что проведено 5,5 тысячи мероприятий и что в них приняло
участие 11 миллионов человек? А если бы было 6 тысяч мероприятий и 25 миллионов
человек? Эти цифры наталкивают исключительно на мысль о бюджетных тратах, они
эквивалентны лишь деньгам, которые истрачены, чтобы выйти на эти цифры. Если
оцифровать тысячи мероприятий и миллионы участников в рублях и докладывать о
главных итогах Года науки и технологий, сообщать всем нам, президенту и
обществу, что израсходовано столько-то и столько-то миллионов рублей, то ответ
и реакция были бы прямо противоположны тому, на что рассчитывали докладчики.
Поэтому деньги в докладах поменяны на число мероприятий и количество их
участников. Чтобы имидж тех, кто их произнес, возвысился до небес. Глупо.
Спецоператором
Года было назначено АНО «Национальные приоритеты». О себе АНО рассказывает,
как, цитирую:
— о трансмиссии, приводящей все механизмы коммуникации
в движение, чтобы энергия возможностей доходила до каждого человека в России;
— о профессиональной доставке хороших новостей,
которые меняют жизнь к лучшему здесь и сейчас, которые делают самоуважение
чертой общества, идеи — стартом для развития, эмпатию — нормой отношений,
свободу — платформой достижений, а жизнь — главной ценностью. Адрес доставки
важен. Точность сообщения важна;
— о мастерах коммуникаций.
Заявленная миссия АНО — фантастическая по своему
размаху и величию: «Мы хотим поднять индекс счастья в России». Лихо. И что?
Каков был этот индекс до учреждения АНО? Каков стал? Каков будет? Можно
оцифровать? Президенту, видимо, доложили: пропаганда науки поднята на небывалую
высоту. В почтовых отделениях появились тематические открытки, в самолетах,
поездах и на вокзалах звучали аудиосообщения, подготовленные совместно с РЖД и
«Аэрофлотом», в 74 городах разместили билборды с информацией о достижениях
российских ученых. Онлайн-охваты достигли 274 млн. Спрашивается, а достигли, чего хотели? Было обозначено три цели:
— привлечь в сферу талантливую молодежь;
— повысить вовлеченность профессионального сообщества
в реализацию стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;
— сформировать комплексное представление граждан
страны о реализуемых государством и бизнесом инициативах и достижениях в
области науки и технологий. Цели и задачи у Года науки и технологий оказались
коммуникационные, хотя указ президента Российской Федерации В. Путина трактовал
необходимость проведения Года науки и технологий так: «В целях дальнейшего
развития науки и технологий в Российской Федерации постановляю…». В целях
дальнейшего развития! Следовательно, основным содержанием и главной задачей
работы в течение Года должен был стать прирост научно-технологической
«прибавочной стоимости».
У А. Сергеева, президента РАН, собственная трактовка
итогов. Он считает (о чем говорил практически в каждом интервью), что главное в
результатах Года — это то, что повысился престиж науки в обществе, в глазах
молодежи. Показан интерес и власти, и нашей системы управления к науке. Ведь
одно и то же событие, скажем, пуск какой-то установки или проведение какого-то
серьезного эксперимента, по-разному смотрится от того, присутствует на этом
мероприятии кто-то, так скажем, из руководителей отраслей или нет. Так считает
президент Российской академии наук, рассказав об этом в интервью общественному
телевидению России. И тут же уточнив: если система управления, сама власть
уделяет этому большое внимание, то, конечно, при этом общество откликается, и
это я считаю принципиально важным для нас сейчас.
Вот, такой пердимонокль. Или, как еще говорят,
пердюмонокль. Видимо, А. Сергеев давно не пересматривал «Девять дней одного
года». Как и вице-премьер Д. Чернышенко, который убеждал общественность: на
успехи Года нужно смотреть шире. По опросам, около 64% родителей в России
хотят, чтобы их дети связали свое будущее с наукой, а 78% — выбрали бы
технологические и инженерные специальности. И это не только из-за того, что
финансирование научных сотрудников в два раза выше, чем средняя зарплата по
отрасли, но из-за того, что все понимают перспективность и интересность этой
работы, отметил вице-премьер (по сообщениям СМИ).
Один из специализированных дайджестов Года науки и
технологий, выпущенных оператором Года, был посвящен медицине. В нем сообщены
довольно впечатляющие факты в аспекте векового пути, который прошла
отечественная медицина. Это важно с точки зрения санитарного просвещения и
правильно, поскольку надо рассматривать научно-технологическое развитие не в моменте,
а с того, чем оно было прежде и к чему оно ведет. Неправильно другое:
навязчивое желание похвастаться, сказать, что мы впереди планеты всей, выдавать
желаемое за действительное, опережать реальность моделями его будущего etc.
Мягко говоря. В дайджесте есть раздел, адресованный школьникам, который
подразделяется на сегменты «На кого учиться», «Навигатор» по вузам и
«Навигатор» — где работать. При этом подраздел «На кого учиться» начинается с
15 новых медицинских специальностей, а затем перечисляются 35 классических
специальностей (акушер-гинеколог, хирург и др.). Названия новых специальностей не просто возбуждают любопытство, а в какой-то
степени эпатируют. Перечень таков:
— архитектор медоборудования;
— биофармаколог; — биоэтик;
— генетический консультант;
— геронтоконсультант;
— ИТ-генетик;
— ИТ-медик;
— клеточный биолог;
— клинический биоинформатик;
— консультант по здоровой старости;
— молекулярный диетолог;
— оператор медицинских роботов;
— разработчик имплантатов и киберпротезов;
— сетевой врач;
— специалист-реинтегратор по выгрузке разума;
— телехирург;
— тканевый инженер;
— эксперт персонифицированной медицины.
Затем следует перечень вузов, в которых, как полагают
авторы дайджеста, можно получить эти специальности. Более того, далее
сообщается, где будут ждать обладателей этих новых специальностей. Классно?
Классно. Проблема в том, что в приказе Минобрнауки Российской Федерации от 1
февраля 2022 года за № 89, утвердившем перечень специальностей и направлений
подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам
специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам
ассистентуры-стажировки, ни одной из вышеприведенных новых специальностей нет.
Единственное, что есть и отчасти хоть как-то аффилируется с ними, в разделе
«Фундаментальная медицина» выбравшему направление «Медицинская биохимия»
абитуриенту может быть присвоена квалификация «врач-биохимик», по направлению
«Медицинская биофизика» — «врач-биофизик», по направлению «Медицинская кибернетика»
— «врач-кибернетик». И это еще не всё. Приказ Минобрнауки вступает в силу с 1
сентября 2024 года.
В России не только нет названных специальностей, но
указанные компетенции, например, «эксперта персонифицированной медицины»,
относятся к программам повышения квалификации. Данную компетенцию могут
получить состоявшиеся дипломированные врачи клинических специальностей или
специалисты с высшим образованием по направлениям «Лечебное дело», «Педиатрия»,
«Стоматология», «Медицинская биофизика», «Медицинская биохимия», «Медицинская
кибернетика». ИТ-медик это врач-инженер, который создаёт новые программные
продукты для лечебного и диагностического оборудования в сфере здравоохранения
с использованием компьютерных технологий. ИТ-медик — универсальный специалист,
который отлично владеет и медициной, и информатикой. С помощью технологической
экспертизы он создаёт новые продукты с той или иной программной «начинкой». Кроме
программирования и математики он должен иметь специальность квалифицированного
врача, чтобы на основании полученных данных формулировать чёткие и безошибочные
выводы. Потенциал этого нового направления ещё только предстоит раскрыть, как и
по специальностям:
— молекулярного диетолога — специалиста по разработке
индивидуальных схем питания, основанных на данных о молекулярном составе пищи,
с учетом результатов генетического анализа человека и особенностей его
физиологических процессов;
— тканевого инженера — профессионала, разрабатывающего
технологический процесс и подбирающего материалы и условия для формирования
конкретной ткани или органа. Потребителем его труда является
хирург-трансплантолог. Базой тканевого инженера является подготовка по программе
«Когнитивная нейробиология» в НИУ ВШЭ на Факультете биологии и биотехнологии.
«Вышка» так описывает программу: ее уникальность заключается в
междисциплинарности и углубленном изучении как базовых фундаментальных
дисциплин в области математики, физики, химии, биологии, биотехнологии; так и
дисциплин в области нейробиологии, психофизиологии и когнитивистики. Программа
включает в себя научно-исследовательскую работу студентов на всем сроке
обучения;
— архитектора медицинского оборудования, который
разрабатывает дизайн и эргономику медицинского оборудования и медицинских
приборов, занимается их проектированием, сопровождает весь цикл производства,
пусконаладки и эксплуатацию, развивает и совершенствует оборудование в
соответствии с появляющимися новыми технологиями. Этот специалист должен иметь
фундаментальную инженерную подготовку, а также владеть основами медицинских
знаний, разбираться в материалах, которые используются в медицинской технике и
в медицине, иметь подготовку в области проектирования и эксплуатации
медицинских приборов. Он также отвечает за то, чтобы медицинское оборудование
органично вписывалось в эстетическую и терапевтическую среду ухода за
пациентами, пространство для посетителей и персонала. В обязанности архитектора
медицинского оборудования также входит обучение персонала и обслуживание
медицинского оборудования: он координирует обучение с поставщиками оборудования
и обеспечивает надлежащую подготовку персонала в области использования
оборудования и техники безопасности.
Перечень новых специальностей придуман московской
школой управления «Сколково». Она составила атлас новых профессий, за которыми
— будущее. Как в этой ситуации быть Минздраву и территориальным органам
здравоохранения, у которых голова идет кругом от кадровых проблем с врачами
«консервативных» специальностей, которых катастрофически не хватает? Как
выстроить профориентационную работу со школьниками, чтобы набрать специалистов
консервативных медицинских профессий? Почему интеллект креативщиков Года науки
и технологий ничего так и не придумал, чтобы изыскать способы и технологии
решения насущнейших и лежащих на поверхности проблем первичного звена
здравоохранения? Язык не поворачивается спросить себя — когда же появится фильм
«Девять дней одного года» 2.0.