http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6eb19cfe-ba5f-420e-b006-45878bfe652a&print=1© 2024 Российская академия наук
Маргарита Валерьевна, на сегодняшний день в статусе Российской Академии наук заложено юридическое противоречие. С одной стороны, РАН не является органом федеральной исполнительной власти, с другой – РАН является распорядителем средств федерального бюджета. Отсюда же проистекает и вопрос зарплаты. Оплата труда руководства и работников аппарата Президиума РАН, президиумов региональных отделений и научных центров производится согласно Постановлению Правительства от 1998 года как работникам «иных федеральных органов исполнительной власти». Доплаты и иные выплаты по реформе 2004 года их не коснулись. Руководство РАН неоднократно обращалось в Правительство РФ с предложением распространить на сотрудников аппарата РАН размеры и условия оплаты труда, установленные для работников федеральных агентств Указом Президента РФ от 10 апреля 2004 года №519. Эти обращения основываются на статусе РАН как государственного учреждения. Тем не менее из-за возражений Минфина и Минздравсоцразвития России этот вопрос так и не решен.
На Ваш взгляд, может ли смена статуса РАН сыграть положительную роль в разрешении этого юридического противоречия?
Да, здесь заложено противоречие. Российская академия наук по своему статусу и по Уставу – общественная организация. Согласно Бюджетному Кодексу, федеральный бюджет не может финансировать общественную организацию. Однако постоянно, из года в год, мы идем на нарушения, и отдельная строка на финансирование Российской академии наук появляется в бюджете страны. Это действительно колоссальное противоречие, которое нужно было бы решить. Вопрос в том, что если Российская академия наук официально станет бюджетополучателем, это наложит на нее некоторые дополнительные обязанности. А именно: она лишится возможности самостоятельно избирать своего руководителя. То есть ситуация будет противоположна той, которая сейчас сложилась, к примеру, в Торгово-промышленной палате: она не получает денег из федерального бюджета, но вправе выбирать первое лицо по своему усмотрению.
По поводу споров об установлении размеров зарплат на сегодняшний день я считаю, что нет никаких препятствий для того, чтобы Российская академия наук сама установила заработную плату для своих сотрудников по тем уставным документам, которые действительны сегодня. Постановление Правительства от 1998 года, на которое вы ссылаетесь, не запрещает это делать. Позиция Министерства финансов состоит в том, что если оно дает РАН деньги, это еще не означает, что оно должно регулировать всё и назначать академикам зарплату. РАН - общественная организация, сами регулируйте, сами назначайте.
Может ли смена статуса сыграть положительную роль в разрешении юридического противоречия, о котором мы говорим? Очевидно, что это двоякое положение, этот юридический нонсенс должны быть устранены. Но здесь есть серьезное препятствие: РАН не хочет лишаться той самостоятельности, которую ей сегодня дает Устав. Они хотят самостоятельно, без чиновников, избирать главу, решать и кадровые, и научные вопросы. Академики аргументируют это тем, что все они – люди творческие, деятели науки. В то же время они хотят получать от государства деньги. А по закону бюджетные деньги могут получать только государственные организации. Получается, хотим полной независимости, хотим быть неподконтрольными, но при этом иметь неиссякаемое государственное финансирование. Это означает одновременно сидеть на двух стульях. Я могу понять ученого, который хочет быть свободным, но нигде в мире нет полностью свободного ученого. Если получаешь какие-то деньги, за них нужно отвечать. Поэтому я считаю, что эта проблема должна быть исправлена в рамках нашего законодательства. Случится это, к сожалению, не в ближайшем будущем. Но никуда мы от этого не денемся, решать этот вопрос необходимо. Сколько бы некоторые представители РАН не противились, эти изменения неизбежны.