http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6ec371b2-f44a-4a07-a2c6-e5a12950e9d5&print=1© 2024 Российская академия наук
Начальник отдела наук о жизни Роснауки Юрий Козловский рассказывает о предпринимаемых государством мерах по обеспечению безопасности продуктов нанотехнологий, а также оценивает перспективы российских разработок в области нано.
Справка STRF.ru:
Козловский Юрий Иванович, начальник отдела наук о жизни управления развития поисковых исследований и новых технологий Федерального агентства по науке и инновациям (Роснаука)
Как человек, возглавляющий в Роснауке отдел наук о жизни, скажите, пожалуйста, наноматериалы опасны или нет?
— На самом деле, никакой продукт с уверенностью нельзя назвать абсолютно безопасным. Есть так называемое понятие «нулевого риска». Фактически как такового «нулевого риска» в принципе не существует. Однако мы должны твёрдо понимать: прогресс не остановить. Разработки в этом направлении будут продолжаться. Вот почему уже сейчас необходимо заниматься вопросами сертификации продукции наноиндустрии, изучать их свойства, биологическую активность, возможности влияния на живые организмы — и не только на человека, но и на животных, растения. Взаимодействие живых организмов и наночастиц может повлечь за собой непредсказуемые последствия. Самое главное — понять, какие конкретно последствия может повлечь за собой применение новых материалов и технологий и насколько они опасны для живых организмов. Люди должны понимать, с чем они имеют дело, на что способны эти вещества и технологии.
Необходимо учитывать, что значимость имеют не только и не столько сиюсекундные эффекты нанотехнологических продуктов, а и те, которые могут проявиться в ближайшей (5—10 лет) и в более отдалённой перспективе (через 25—30 лет). Кумулятивный эффект нанопродуктов вряд ли сейчас нам понятен, он может сказаться через десятилетия, на других поколениях.
Не стоит бросать все силы на коммерциализацию, заботясь лишь о том, чтобы продать продукт, не думая о том, насколько он опасен. На мой взгляд, если придерживаться такой точки зрения, мы на рынок можем выпустить всё что угодно. Продукт может быть и красив, и дёшев, и технологичен, но в первую очередь надо осознавать, как он отразится на здоровье человека, генофонде, на тех, кто будет жить после нас, — наших детях и внуках.
По-вашему, можно ли говорить о том, что разработчики в области нано говорят, что называется, на одном языке? В частности, одинаково ли понимают важность вопроса безопасности создаваемых продуктов?
— Действительно, сейчас основное — найти общий язык, а при необходимости и создать его для всех специалистов, занимающихся развитием наноиндустрии. Мы знаем, что к нанопродуктам относится то, что имеет размеры от одного до ста нанометров, но для взаимопонимания этого вряд ли достаточно. Этот язык должен быть понятен и тем нанотехнологам, которые занимаются разработками для космоса, и тем, кто проводит исследования для сельского хозяйства, и специалистам медицинского профиля. Сейчас мы пытаемся упорядочить наши знания и привести их к общему пониманию всеми специалистами, которые работают или будут работать в наноиндустрии.
Медицина в этом плане является как бы «надсистемным» образованием и в то же время глубоко проникающим во все отрасли наноиндустрии. Вы знаете, что санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет надзор не только за объектами пищеторга, или общественного питания, но и за соблюдением санитарных норм и правил на промышленных объектах, где создаются или используются, например, лакокрасочные материалы, создаются или применяются металлические напыления для самых разных конструкций, в том числе для машиностроения, авиации, космоса и т. д. Всюду нужен медицинский контроль за правильным, то есть регламентированным, использованием нанопродуктов. Эта задача останется важной не только в ближайшее время, но и в самой отдалённой перспективе.
Таким образом, вопрос безопасности наноматериалов рассматривается как ключевой и в вашем ведомстве, и в других, имеющих отношение к развитию приоритетных направлений науки и технологий в России?
— Конечно. Я бы хотел напомнить, что существует документ, который был рассмотрен и утверждён в 2002 году, — «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Видите, дело не ограничивается 2010 годом, когда будет завершена программа по созданию инфраструктуры наноиндустрии. В этом документе чётко прописаны основные стратегические приоритеты нашего государства. К ним, наряду с повышением качества жизни населения, достижением экономического роста, развитием фундаментальной науки и образования, относится обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации. Подчеркну: понятие «безопасность» — собирательное. Санитарный надзор на этапах разработки, производства, потребления и утилизации нанотехнологической продукции тоже входит в систему её обеспечения.
Назовите основные механизмы контроля над безопасностью нанотехнологической продукции, которые созданы или разрабатываются в настоящий момент?
— Во-первых следует отметить, что обеспечение безопасности страны, как стратегического приоритета государства, реализуется и через федеральные целевые программы, в том числе ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации на 2008—2010 годы».
Силами и средствами какого-то одного органа исполнительной власти полностью охватить весь спектр задач, связанных с наноразработками, по-видимому нельзя. Ввиду этого на решение данной задачи направлены усилия сразу нескольких федеральных органов исполнительной власти, являющихся Государственными заказчиками названной Программы, а также государственных академий наук.
В рамках этой программы наш отдел наук о жизни курирует работы, связанные с медико-санитарным обеспечением наноиндустрии. Основное назначение этих работ — развитие методической составляющей системы обеспечения безопасности создания и применения объектов наноиндустрии. Данное направление Программы так и называется: «Развитие методической составляющей инфраструктуры наноиндустрии». Работы, связанные с этой частью программы, в настоящее время разбиты на 11 проектов.
Не могу не отметить, что в настоящее время создана межведомственная рабочая группа по организации работ на системной основе в области медико-санитарного обеспечения безопасности наноиндустрии, которую возглавляет заместитель Министра здравоохранения и социального развития Александр Сафонов. В эту рабочую группу стекается вся информация по вопросам безопасности наноиндустрии. Понятно, что вопрос безопасности нанопродуктов — ключевой прежде всего для Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Именно это министерство — основной заказчик и потребитель результатов научно-исследовательских работ, связанных с безопасностью продукции наноиндустрии. В межведомственную группу, кроме представителей Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзора, Федерального медико-биологического агентства, входят представители Минобрнауки России, Роснауки, Минобороны России, Роскосмоса, Ростехрегулирования, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и ещё ряда ведомств. Приведенный перечень министерств и ведомств говорит о том, что решение вопроса безопасности в сфере наноиндустрии представляет глобальный интерес и имеет приоритетное значение.
Недавно состоялось первое совещание названной рабочей группы. Несмотря на то, что оно носило в большей степени организационный характер, на нём рассматривались такие важные вопросы, как: требования к ассортименту и созданию банка стандартных образцов наноматериалов для унификации методов при мониторинге нанобезопасности; требования к банку данных по оценке риска наночастиц и наноматериалов; концепции отбора стандартных образцов наноматериалов, их паспортизации при создании банка данных стандартных образцов наноматериалов, абиогенного и биогенного действия. Был определён подход к разработке документов, регламентирующих требования к стандартным образцам наноматериалов. Всё это относится к важнейшему пласту работы — созданию нормативных правовых документов в интересах развития наноиндустрии.
Расскажите подробнее о тех 11 проектах, которые курирует Роснаука и, в частности, ваш отдел?
— Как я уже сказал, самое важное сейчас — создать систему безопасности наноиндустрии, разработать её нормативно-правовое и методическое обеспечение, в частности, процессов разработки, производства, обращения и утилизации наноматериалов в Российской Федерации.
Одним из первых шагов в данном направлении является реализация проектов по разработке целого перечня нормативно-правовых документов, которые выводят в сферу нормативно-правового регулирования взаимоотношения между разработчиками, производителями и потребителями продукции наноиндустрии.
В качестве примера хочу привести проект, головным исполнителем которого является Институт питания РАМН (директор — академик РАМН Виктор Тутельян), в качестве же соисполнителей задействовано порядка десяти научно-исследовательских институтов достаточно широкого спектра научных интересов и возможностей. Объединив усилия, научные коллективы этих институтов всего лишь за полтора года с момента начала реализации ФЦП подготовили 32 проекта нормативно-правовых документов, среди которых и методические рекомендации, и методические указания, и регламенты.
К настоящему времени разработаны проекты методических указаний по токсико-гигиенической оценке безопасности наноматериалов, требований к ассортименту и составу банка стандартных образцов наноматериалов, требований к унификации методов использования при мониторинге нанобезопасности. Кроме того, сформулированы требования к порядку учёта, хранения, отпуска, использования и транспортирования стандартизированных образцов наноматериалов.
Область применения этих документов — проведение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, государственной регистрации на этапах постановки на производство, ввоза в страну, хранения и реализации продукции, а также утилизации наноматериалов.
Таким образом, все причастные в нашей стране к разработкам нанотехнологических продуктов уже в ближайшее время могут опереться на определённую нормативно-правовую базу.
Для создаваемой базы данных Московский государственный университет пищевых производств подготовил структурированный по авторам и ключевым словам массив рефератов по пищевым нанотехнологиям.
В рамках остальных девяти контрактов проведены такие работы, как выбор и обоснование организационно-правовой формы элемента инфраструктуры центра метрологического обеспечения, определение перечня испытываемой продукции, видов измерений и испытаний, испытательного оборудования и средств измерения, формирования разрабатываемой номенклатуры — конструкторской, эксплуатационной, ремонтной, технологической и программной документации. Это — и разработка организационной структуры и системы управления элементами структуры центра, и разработка нормативно-методических, организационно-правовых документов, регламентирующих деятельность самого центра.
Насколько перспективной областью для российской науки являются нанотехнологии? И востребованы ли отечественные наноразработки на нынешнем этапе развития данного направления исследований?
— Несомненно, перспективной! Напомню: создание инфраструктуры наноиндустрии — президентская инициатива, одна из важнейших государственных задач. Свидетельством тому является разработка и реализация ФЦП в области нанотехнологий.
Уверен, что российские разработки в сфере наноиндустрии несомненно будут востребованы и не только в нашей стране. Наноиндустрия же в России набирает темпы. Российские учёные стараются не отставать, идти в ногу, а где-то и быть впереди тех исследований, которые осуществляются в мире. В этой связи одной из важнейших задач, которая ставится перед нашими разработчиками в области нанотехнологий, — чтобы их продукция соответствовала мировым стандартам в том числе и по критериям безопасности.