http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6ef2fcd4-3e08-4498-a833-9720eb85dd57&print=1
© 2024 Российская академия наук

РОССИЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ НА СЕВЕР

28.06.2007

Источник: Известия



В порт приписки вернулся атомный ледокол "Россия", находящийся в доверительном управлении у Мурманского морского пароходства с членами экспедиции, которая выполняла крайне важную для нашей страны миссию. В течение полутора месяцев 50 морских геологов, геофизиков и авиаторов уточняли границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. Почему этому вроде бы чисто научному исследованию сегодня уделяется такое повышенное внимание - как к событию первостепенного значения?

Еще в 20-е годы прошлого столетия арктический "пирог" был нарезан на пять кусков - между нашей страной, американцами, канадцами, норвежцами и датчанами. Нам, понятно, достался самый большой - от Кольского полуострова до Чукотки. Поэтому мы всегда и считали эту территорию своей. Но после того как была принята Конвенция ООН по морскому праву, а мы ее подписали, она съежилась до внешней границы в 12 миль и экономической зоны - в 200 миль.

И немудрено, что на арктический шельф, который, как известно, может таить в себе несметные запасы углеводородного сырья, в последние десятилетия стали претендовать десятки стран, как северных, так и тех, что находятся за многие тысячи километров от полярного круга. К примеру, китайцы, которые перебазировали туда из антарктических вод ледокол "Снежный дракон", а на Шпицбергене открыли научную станцию.

Однако та же конвенция позволяла нам на законных основаниях отвоевать "свою" часть Северного Ледовитого океана. Для этого нужно было доказать, что континентальный шельф является подводной окраиной материка. То есть, что хребет Ломоносова - это продолжение Сибирской континентальной платформы. Пять лет назад Россия подала заявку в специальную комиссию ООН, но наши аргументы показались неубедительными. Теперь нам предстоит "переэкзаменовка", и мы решили подготовиться к ней более основательно.

Вот, собственно, почему была отправлена в Восточную Арктику экспедиция на атомоходе "Россия". На протяжении 700 километров пути, как следует из материалов пресс-конференции - она вела сейсмическое зондирование, выполнила 15 тысяч километров аэрогеофизической съемки, большой объем других сложных исследований. В результате, как заявил начальник экспедиции - директор ВНИИокеангеологии Валерий Каминский, собраны уникальные данные, позволяющие обосновать территориальные претензии России.

Специалисты подчеркивают, что этот дальний поход был бы невозможен без той помощи, которую им оказали моряки Мурманского морского пароходства. Ледоколу "Россия" приходилось работать на полную мощность, чтобы пройти тяжелые ледовые поля. Помог опыт, наработанный годами, ну и, конечно, осознание важности поставленной задачи.

Есть и еще один позитивный результат этой экспедиции. Мурманчане вновь доказали, какое огромное значение для России имеет Северный морской путь. Все последние годы, пока шли споры о том, как надо его возрождать, были люди и предприятия, которые не на словах, а на деле пытались сохранить уникальный путь из Европы в Америку и Азию, отстоять российское первенство на этой арктической трассе. Сегодня Мурманское морское пароходство - это единственное в стране судоходное предприятие, способное круглогодично работать в Арктике, и единственное в мире, успешно эксплуатирующее - вот уже без малого пять десятилетий! - гражданский атомный флот, переданный ему государством в управление в 90-е годы.

Нынешний поход в Арктику - не единственный в этом году. В рамках Международного полярного года мурманские моряки обеспечат работу еще нескольких важных научных экспедиций. В том числе и путешествие к Северному полюсу, в которое в сопровождении атомохода "Россия" в июле отправится флагман Росгидромета - теплоход "Академик Федоров".