http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6feced2e-1750-4ba6-af18-a600bc2072b2&print=1
© 2024 Российская академия наук

Академик РАН объяснил пути достижения технологического суверенитета России

18.11.2022

Источник: Московская газета, 18.11.2022




Технологический суверенитет, как убежден президент Владимир Путин, это ключевая задача России. Но каким образом добиться этой цели, тем более в условиях санкций? Об этом «Московской газете» рассказал академик РАН, директор Международного института логистики ресурсосбережения и технологической инноватики (НОЦ) РХТУ им. Д.И.Менделеева Валерий Мешалкин

УЧЕНЫЕ ПРЕДЛАГАЮТ ПРОЕКТЫ ПОЛНОГО ЦИКЛА

— Валерий Павлович, насколько реально добиться решения этой задачи сейчас, в крайне непростых условиях?

— Технологический суверенитет, прежде всего, базируется на развитии фундаментальных наук. Однако на сегодня фундаментальная наука и ее развитие, к сожалению, не приветствуется ни государственными, ни тем более частными корпорациями России. Хотя Российская академия наук и ее отделение химии и наук о материалах (ОХНМ РАН) ведут множество прикладных исследований, фактически предлагая проекты полного цикла – от идеи создания продукта до разработки технического задания на инженерно-техническое проектирование нового производства. Но это, увы, фактически не востребовано российскими предпринимателями.

— Есть обратные примеры, когда наука и бизнес находили общий язык?

— Иногда такое случается. ПО Группа компаний «Щёкиноазот» и её президент Борис Сокол на деньги, заработанные на тульской земле, строят здесь же, в регионе, новые производства, инновационные предприятия, обеспечивая производство метанола, серной кислоты, карбонида. Всё это – товары с высокой добавленной стоимостью. И они производятся у нас в стране. Мы не закупаем импорт, деньги не перекачиваются куда-то в индустриально развитые государства, которые арестовали активы России за рубежом.

СКОРРЕКТИРОВАТЬ РОССИЙСКУЮ ПРОМЫШЛЕННУЮ ПОЛИТИКУ

— Во времена СССР производителей обязывали вкладываться в развитие науки.

— Именно. При советской власти любые предприятия должны были ежегодно 3-4% своих средств тратить на научно-исследовательские разработки отечественных ученых. Но сегодня, увы, даже госкорпорации не утруждают себя этим. А ведь именно они должны инициировать решение задач по повышению энергетической эффективности, экологической безопасности предприятий, по производству востребованных товаров.

Что же касается частных корпораций, они говорят – да мы всё купим за рубежом. И что мы теперь там купим в условиях санкций? И вообще зарубежные компании во все времена продавали на рынке технологии, которые уже устарели. Поэтому, конечно же, следует корректировать российскую промышленную политику, чтобы прежде всего госкорпорации поддерживали развитие как фундаментальных наук, так и прикладных.

МОЩНАЯ НАУЧНАЯ БАЗА СТРАНЫ ПОЧТИ НЕ ВОСТРЕБОВАНА

— Этому могла бы содействовать и расширенная сеть институтов РАН?

— Конечно! В таком принципиальном вопросе могла бы использоваться как структура РАН, так и выдающихся российских научно-исследовательских университетов, таких, как Санкт-Петербургские государственный и горный университеты, Российский химико-технологический университет, Уфимский государственный институт нефти и газа и др. Но вся эта мощная научная база сегодня, к сожалению, активно не востребована нашими хозяевами, которые имеют собственность в виде заводов и фабрик промышленности.

— А почему так происходит? Что это, недальновидность, неумение просчитать будущее, свою же выгоду?

— Это, прежде всего, отсутствие политической воли самого государства. Которое должно было бы заставить оптимизировать денежные потоки так, чтобы деньги, зарабатываемые на сырье из России и трудом нашего народа, вкладывались в развитие промышленности на территории Российской Федерации, а не в банки, яхты и спортивные клубы зарубежных государств, как было ещё недавно.

Надеюсь, президент В.В.Путин, ставя проблему обеспечения технологического суверенитета России, укажет Государственной Думе на необходимость введения государственно-правового регулирования деятельности не только государственных, но и частных предприятий по масштабному развитию науки, что тем более важно сейчас, в условиях политических санкций.

СОТРУДНИЧЕСТВО С КИТАЙСКИМИ УЧЕНЫМИ

— Светлые головы из России и раньше стремились применить свои таланты в других, более развитых экономиках, теперь же миграция лишь усилилась. Нашей научной базе вообще по силам обеспечить технологический суверенитет страны?

— Уверяю вас, в России сейчас действует целая система сильных университетов, где трудится множество достойных ученых. И если им поставить осмысленные цели и задачи, российские ученые сделают всё, чтобы, как сказал Менделеев, «посев научный взошел для жатвы народной». Это важно, чтобы Россия была и оставалась независимой, обороноспособной, сильной.

— Российским ученым могло бы помочь сотрудничество с коллегами из стран, остающихся к РФ «дружественными», несмотря на давление Запада.

— Это и происходит. Коллективы российских инженерно-технических центров сейчас реализуют всё больше удачных проектов с коллегами из Китайской народной республики. И сегодня нам – ученым, инженерам, общественным организациям надо устанавливать более тесные контакты с академиями наук, научными объединениями КНР, чтобы совместно вести работы по развитию экономик наших стран.

ВО ГЛАВЕ КИТАЯ СТОИТ ИНЖЕНЕР-ХИМИК-ТЕХНОЛОГ

— Есть удачные наработки, совместные проекты?

— В последние годы мы с коллегами ведем сотрудничество с Уханьским университетом по созданию уникальных нанокомпозитов, способных противостоять агрессивной среде. Институт физической химии и электрохимии РАН, Институт общей и неорганической химии, Институт металлургии, большая группа ученых из Уральского отделения РАН – все мы готовы сейчас вести работы совместно китайскими коллегами, но — именно наравне, чтобы наша страна не превратилась в сырьевой придаток ни для Китая, ни для мира.

Кстати, недавно прошел 20-й съезд Компартии КНР, руководитель которой Си Цзиньпин выстраивает активные контакты с президентом России Владимиром Путиным. Мы думаем, они найдут общие позиции, как противостоять всем этим беспрецедентным санкциям. И для меня было приятно узнать, что, оказывается, Си Цзиньпин прошел школу университета Цинхуа, одного из сильнейших в мире, и по образованию он – инженер-химик-технолог. Наш человек.