И ДНЕМ, И НОЧЬЮ МУЖ УЧЕНЫЙ ВСЕ ХОДИТ ПО ЦЕПИ

23.08.2005

Источник: Парламентская газета, Ольга ЗЕНЬКОВИЧ

Государство не должно забывать тех, кто посвятил свою жизнь науке и способствовал превращению страны в научную державу

В спорах о реформе науки, ее законодательном обеспечении, будущем государственных академий, роли государства в управлении научным комплексом осталась без внимания фигура самого ученого. Что надо сделать для повышения социального статуса и авторитета ученого - об этом беседа с заместителем председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Юрием НАЗМЕЕВЫМ.

- Юрий Гаязович, не считаете ли вы, что профессия ученого перестала быть престижной и виновато именно государство?

- В прежние годы ученые были на особом счету в обществе, и государство прилагало усилия, чтобы выделить их среди других профессиональных групп. Именно ученые во многом обеспечивали военно-стратегический паритет на международной арене, а научный потенциал в целом рассматривался как важный показатель в соревновании двух общественных систем.

Лет десять назад начался процесс "деинтеллектуализации" общества, который выразился в снижении роли науки и престижа профессии ученого, ухудшении качества подготовки научных работников, массовом отъезде специалистов за границу. Причем "утечка умов" происходила из научной державы, хотя обычно покидают свою родину только ученые из слаборазвитых стран третьего мира. Причина известна - значительная разница в условиях работы и жизни у нас и в западных странах. Дело тут, конечно, не в реформах. Наоборот, российские ученые получили большую свободу научного творчества, возможность общения с зарубежными коллегами. Но при этом они оказались в тяжелом материальном положении из-за отсутствия должной государственной поддержки. Выход видится в принятии закона о правовом положении и гарантиях социального обеспечения ученых.

- Но ведь есть же Закон "О науке и государственной научно-технической политике"...

- В этом законе статусу научного работника посвящена даже не глава, а всего лишь одна статья. Разве этого достаточно, чтобы ученые почувствовали себя защищенными в правовом отношении? Тем более что провозглашенные в этой статье закона права ученых носят декларативный характер и условия для их практической реализации государством в полной мере не обеспечены. Подкомитет по науке начал работу над законопроектом, направленным на укрепление высокого статуса ученого.

- Что конкретно будет прописано в законопроекте?

- Определяя более детально правовой статус научного работника, нужно учесть как минимум несколько моментов. Прежде всего законодательно закрепить правовые основы и критерии оценки квалификации научных работников. До сих пор вся наша государственная система аттестации научных работников устанавливалась нормативно-правовыми актами Правительства. Законодательное оформление системы аттестации ученых даст более четкие основания для защиты их от произвола чиновников.

Также важно закрепить за научным работником права интеллектуальной собственности.

Слишком часто ловкие дельцы, иностранные фирмы и фонды, сотрудничая с учеными, навязывают им кабальные условия, присваивая их права на результаты научной деятельности. "Работодатели" пользуются не только тяжелым финансовым положением ученых, но и их незнанием своих юридических прав. Ученые, обычно теоретики - математики и физики, работая в зарубежных университетах при лабораториях или кафедрах, вынуждены отдавать свои работы, и те выходят в печати под фамилиями вроде бы уважаемых в научном сообществе профессоров. Это явление уже получило определение "научное рабство". К сожалению, о нем почти никто не говорит вслух.Закон о правовом статусе научных работников позволил бы им более четко знать и защищать свои права.

Есть еще проблемы: участие отечественных ученых в международном сотрудничестве, доступ к информации о научных и научно-технических результатах, а также публикация результатов в печати, в том числе за пределами России. Ликвидация железного занавеса, открывшаяся возможность для широких международных контактов, появление в нашей стране иностранных фондов и фирм поставили по-новому вопрос о национальной безопасности. Время от времени возникающие скандалы, когда компетентные органы привлекают к судебной ответственности ученых за контакты с иностранцами или за публикацию в печати сведений, которые, возможно, представляют государственную тайну, говорят, насколько зыбка правовая основа этой стороны деятельности ученых.

- А как же социальная поддержка научного работника, ведь эта проблема напрямую связана с понятием общественного статуса?

- За последнее время на государственном уровне возникли два подхода к вопросу оплаты труда. Первый заключается в замене Единой отраслевой тарифной сетки. В случае реализации этого варианта должностной оклад ученых возрастет в 2,5 - 4 раза, что вместе с различными надбавками существенно повышает их уровень жизни. Второй подход возник совершенно недавно в рамках готовящейся реформы академического сектора науки. Он сулит резкое увеличение должностных окладов ученых - до 30 тысяч рублей и выше, правда, касаться это будет не всех.

Правильно было бы объединить два подхода: ввести отраслевую систему и увеличить должностные оклады до 30 тысяч рублей. Никакие рассуждения о том, что у государства нет денег, не могут быть приняты. Если государство провозглашает приоритет развития экономики знаний, инноваций, науки, то оно должно финансировать в приоритетном порядке эти сферы, направлять сюда все свои свободные финансовые ресурсы.

- Предусматривает ли законопроект надбавки к пенсиям?

- Государство не должно забывать тех, кто посвятил свою жизнь науке и способствовал превращению страны в научную державу. Надо установить неработающим пенсионерам, имеющим ученые степени кандидата и доктора наук, ученые звания доцента и профессора, надбавки к пенсии в размере существующих ныне доплат за ученую степень и научное звание. Это будет положительно влиять на престиж профессии ученого среди молодежи. Думается, что все это следует распространить и на преподавателей высшей школы.

Кстати, некоторые страны СНГ уже давно занялись решением проблемы повышения статуса ученого. Так, два года назад в Грузии был принят закон "О гарантиях социального обеспечения ученых" с целью, как сказано в нем, создания "достойных условий и гарантий для жизни и деятельности ученых, исходя из исключительного значения науки для государственного развития". Он четко определил конкретные меры социальной поддержки научных работников государством. Так, оплата их труда включает в себя должностную ставку, зависящую от ученой степени, и надбавку за стаж работы. Должностная ставка привязана к минимальному окладу. Кстати, за стаж научной работы от 25 лет и выше полагается надбавка в 100 процентов. Также четко в Грузии определено пенсионное обеспечение ученых. Пенсия ученому, имеющему стаж научной деятельности не менее 20 лет, составляет до 80 процентов от его месячной должностной заработной платы. При выходе на пенсию выдается единовременная денежная помощь. Нетрудоспособным членам семьи скончавшегося ученого предусмотрена пенсия по потере кормильца.Нужно изучать законодательство других стран, мировую практику и перенимать передовой опыт. Я не думаю, что Россия должна отставать здесь от своих соседей. С учетом поставленной Президентом России стратегической цели - обеспечить экономический рост страны за счет инноваций - необходимо создать достойные условия для наших ученых, способствовать привлечению лучших молодых умов и снова сделать профессию научного работника и преподавателя вуза престижной.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024