Не спеша за чудесами

27.12.2009

Источник: Поиск, Спецвыпуск подготовили: Екатерина САПРЫКИНА, Лидия ЛАПТЕВА, Татьяна ЗАСОРИНА



Три года назад вышло постановление Правительства РФ о создании Южного федерального университета

 

Вуз стал одной из пилотных площадок, на которых проходит апробация новых технологий высшего профессионального образования.

О первых наработках университета в новом качестве рассказывает ректор ЮФУ Владислав Захаревич.

- Владислав Георгиевич, федеральные университеты стоят во главе новаторских процессов, которые идут в высшей школе. Как внедряются современные технологии высшего образования в ЮФУ? Дает ли это уже сегодня какие-то результаты?

- Давайте сразу оговорим: образование все-таки нужно воспринимать как одну из самых консервативных систем. В ЮФУ работают не волшебники, которые хлопнут в ладоши - и все готово. Модернизация структуры университета, учебной и научно-исследовательской работы, инноваций - сложные и не одномоментные процессы, быстрых результатов тут по определению быть не может.

Что нужно, чтобы внедрять новые технологии? Материальная база, подготовленные кадры, мотивированные к активному использованию этих технологий. Три года за счет средств нацпроекта “Образование” мы не просто наращивали материальную базу, а приобретали самое современное оборудование и для науки, и для обучения студентов, магистрантов, аспирантов. Создали несколько мощных современных центров коллективного пользования. В этом году начал работу Центр инсорсинга, который позволяет ЮФУ стать поставщиком высокотехнологичных сервисов для сообщества внешних пользователей, начиная от выполнения отдельных исследовательских и технологических операций и заканчивая организацией доступа к новейшим методикам работы на уникальном оборудовании.

Труднее всего по объективным причинам идет модернизация образовательного процесса - внедрение технологий асинхронного образования, (которые предоставляют каждому студенту возможность строить свою собственную образовательную траекторию), кредитно-модульной системы, дистанционного образования, проектных методов обучения. К сожалению, в университете катастрофически не хватает учебных площадей. А подготовка по индивидуальным траекториям предполагает, что в каждом учебном корпусе должно быть достаточное количество комнат как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы студентов. Да и технология тьюторства также требует наличия свободных от общего учебного процесса аудиторий для консультаций. Поэтому мы параллельно ведем работу, как выражаются наши учащиеся, в “реале” и “виртуале”: в эксперимент по внедрению асинхронного обучения в этом году уже вовлечены все факультеты, и одновременно часть учебного процесса мы стараемся перевести в цифровой кампус.

“Цифровой кампус ЮФУ” - это портал персонализированных информационно-образовательных сервисов для поддержки образовательной деятельности ЮФУ. Это наша “фишка”, насколько я знаю, аналогов в России немного. Студенты получили доступ к актуальной информации о расписании занятий, успеваемости, к учебно-методическим ресурсам. На портале еженедельно идет пополнение базы учебно-методических материалов, которые разработали наши преподаватели для студентов: учебно-методических комплексов, тестов, электронных учебников. Все это доступно в сети Интранет: у каждого преподавателя и студента, прошедших регистрацию, есть свой личный кабинет и различные сервисы для учебного процесса. Наставники с их помощью могут проводить консультации, проверять контрольные работы, рекомендовать своим студентам дополнительные материалы для самостоятельного изучения.

Кстати, весной 2009 года мы удостоены национальной премии “IT-лидер” за успехи, достигнутые в области информатизации образования.

- В ЮФУ активно внедряются и междисциплинарные программы...

- В программу междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования, которую мы осуществляем в сотрудничестве с Варшавским университетом, вовлечены гуманитарные факультеты Южного федерального университета. В ее рамках будущие историки, регионоведы, психологи, экономисты, юристы, социологи, филологи под руководством тьюторов выстраивают индивидуальные образовательные траектории, соответствующие их личным запросам и тенденциям рынка труда. Студенты дополняют учебные планы по основным образовательным программам дисциплинами иных направлений и специальностей и принимают самое активное участие в междисциплинарных проектах. Какие только темы методологических семинаров не предлагают старшекурсники! Как вам такая: “Радикальная коммуникация: провокация, скандал, розыгрыш в социогуманитарных науках”?

Совместно с университетами нашей страны, а также Швеции, Голландии, Финляндии Южный федеральный университет в этом году заканчивает создание магистерской программы “Земельные информационные системы и администрирование”. Учебный план будет включать несколько блоков дисциплин и носить модульный характер, что позволит обучаться по программе студентам с базовым образованием - бакалаврам - различных факультетов. Основной идеей здесь является интеграция технического, юридического и экономического образования. Надеемся, что первая группа студентов сможет приступить к учебе по новой программе уже в сентябре 2010 года.

А еще в начале ноября в университете работала экспертная комиссия Европейского совета бизнес-образования, которая в ближайшее время должна вынести решение об аккредитации программы MBA Института экономики и внешнеэкономических связей и программ бакалавриата и магистратуры менеджмента Технологического института ЮФУ в Таганроге (ТТИ).

- Одна из задач нынешнего этапа развития ЮФУ - диверсификация финансового портфеля. Как продвигаются дела в этой области?

- В связи с переходом в статус автономного учреждения это очень актуально. С удовлетворением отмечу, что коллектив медленно, но приходит к пониманию, что теперь все в наших руках. В 2009 году активность факультетов, кафедр, лабораторий в привлечении средств фондов и государственных программ существенно возросла.

Службы НИЧ учат всех заинтересованных технологиям составления заявок на участие в различных конкурсах. И есть результаты. Приведу только пару примеров. По программе “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” мы уже выиграли более 30 грантов, а по итогам конкурсов на проведение исследований в научно-образовательных центрах девять наших НОЦ заключили контракты на общую сумму 107 млн рублей - это лучший показатель в России. В сентябре наш центр коллективного пользования “Высокие технологии” выиграл грант Роснауки (21 млн рублей) на проведение исследовательских работ по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса РФ. В бюджете наших НИИ и КБ до 60% составляют средства от выполнения хоздоговорных работ.

В рамках международной программы “ТЕМПУС” университет в составе консорциумов смог выиграть четыре крупных проекта. Например, ЮФУ - один из участников консорциума европейских вузов и научно-образовательных правительственных организаций, реализующих проект Mercury “На пути к созданию модели исследовательского и предпринимательского университета в системе высшего образования России, Украины и Молдовы”. Бюджет проекта - 813 тысяч евро.

Осенью при поддержке банка Сантандер мы создали Центр международных проектов. Главная задача центра - поиск зарубежных партнеров и источников финансовой поддержки научных исследований в ЮФУ через систему международных грантов, государственных и частных фондов. Надеюсь, в 2010 году валютный счет университета существенно пополнится.

У нас действует договор с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - молодые ученые университета активно участвуют в конкурсах “У.М.Н.И.К.” и “Старт”. Помогает и местная власть: 100 молодых ученых - кандидатов и докторов наук ежегодно получают губернаторскую стипендию. А банк “Центр-инвест” не только поддерживает способных студентов, учреждая именные стипендии для наших “звездочек”, но и активно участвует в учебном процессе, создавая вместе с ведущими мировыми компаниями центры подготовки. Год назад, например, в Технологическом институте ЮФУ в Таганроге вместе с компанией SAP СНГ, Университетом Мюнстера (Германия) и банком “Центр-инвест” мы открыли Региональный научно-образовательный центр компетенции SAP для Южного федерального округа. Это междисциплинарный центр SAP-решений по разработке и внедрению современных технологий управления бизнес-процессами, а также по обучению им. Подобных примеров можно привести немало.

- Вы всегда подчеркиваете, что университет без науки - не университет. Чем университет может похвалиться в этой области? Есть успехи у научной молодежи?

- Гордиться есть чем. В рейтинге самых продуктивных российских научно-исследовательских учреждений, который представляет собой выборку из мирового рейтинга группы SCLmago, ЮФУ занимает девятую позицию, а если исключить академические учреждения, то мы четвертые - после МГУ, СПбГУ и Казанского госуниверситета. Коллектив ученых ЮФУ и Южного научного центра РАН под руководством члена-корреспондента РАН Игоря Каляева в 2009 году стал лауреатом Премии Правительства РФ в области науки и техники. Медалью РАН награжден наш молодой обществовед Максим Барабашин. Четыре научные школы, возглавляемые академиком В.Минкиным, членом-корреспондентом РАН И.Каляевым, профессорами В.Сахненко и Ю.Федоровым, выиграли гранты Президента РФ. Два кандидата и один доктор наук также стали обладателями президентских грантов для молодых ученых.

Радует и вдохновляет активность нашей молодежи. Семеро студентов ТТИ ЮФУ награждены медалями Минобрнауки РФ “За лучшую научную работу”. Химик Татьяна Грибанова, в прошлом обладательница президентского гранта, в этом году впервые вошла в российский список “Активный ученый-2008-2009”, который составляется по принятому в международной практике критерию - индексу цитирования и публикуется на сайте www.scientific.ru. За последние семь лет на ее работы ссылались 173 раза.

А разве не может быть предметом гордости тот факт, что впервые в истории международный приз “Молодому ученому за выдающиеся достижения в развитии рентгеновской спектроскопии” присужден российскому исследователю - и это наш физик Григорий Смоленцев. Компьютерной программой, которую разработал Григорий, уже пользуются полсотни научно-исследовательских центров по всему миру. Смоленцев работает в НОЦ “Наноразмерная структура вещества” под руководством профессора Александра Солдатова. Это, кстати, пример коллектива, где опытный научный руководитель со школьной скамьи привлекает талантливых ребят, делает из них настоящих ученых. Два года подряд его студенты, магистранты и аспиранты становятся лауреатами международных конкурсов молодых ученых в области нанотехнологии, все публикуются в зарубежных изданиях, участвуют в работе международных конференций, стажируются в научных центрах Европы и Америки, выполняют проекты по международным и российским грантам. Центр одновременно является и базой для стажировок зарубежных молодых ученых и аспирантов.

- О чем мечтает ректор федерального университета? О первых местах в мировых рейтингах вузов?

- О современном кампусе. О том, чтобы у каждого из 50 тысяч студентов была своя образовательная траектория. О том, чтобы преподаватели и сотрудники Южного федерального университета получали достойную зарплату. Говорите, чудес не бывает? Но если очень захотеть и сильно постараться...



Подразделы

Объявления

©РАН 2024