http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7165f4da-301a-4db0-81af-64ab6a055af3&print=1
© 2024 Российская академия наук
Утро. Венеция. Автор: Сергей Краснов, живописец. Академия наук в нашей стране появилась раньше университета – ее своим указом Петр I ввел в 1724 году, а Московский университет открылся лишь в 1755-м. При этом новорожденная академия принципиально отличалась от нынешней. В соответствии с замыслом Петра она объединяла не только крупных российских ученых, но также и деятелей искусства и называлась Российской академией наук и художеств. Лишь во второй половине XVIII века от нее отделилась Академия художеств, после чего ученые и живописцы расстались, казалось бы, двинувшись в разные стороны.
На деле же разрыва между наукой и искусством не произошло. Тысячи дружеских, семейных и творческих уз, связывавших ученых с деятелями искусства и культуры, никуда не делись. Художники разрабатывали в своих произведениях «научные» темы – скажем, исторические или философские. Писали портреты ученых, дарили им картины, рисунки, гравюры. Да и «научные» академики оказывались подчас не менее гениальными художниками. И их картины до сих пор «цепляют» тех, кому посчастливилось их увидеть, ничуть не меньше, чем произведения академиков «художественных».
Сейчас такая возможность появилась у всех. 17 сентября Архив Российской академии наук открывает уникальную выставку картин, объединяющую работы профессиональных художников и любителей, рассказал «МК» директор Архива Виталий Афиани. Среди «профессионалов» – два действительных члена Российской академии художеств – Сергей Краснов и Дмитрий Санджиев. В команде «любителей» – академики и член-корры РАН. И в том числе – крупнейший историк-медиевист Евгений Косминский и член-корреспондент РАН, химик Александр Толстиков. Так на выставке, приуроченной к 285-летию РАН, они вернулись к истокам и встретились снова – ученые и художники.
Работы художников и ученых поражают разноплановостью форм, красок, стилей, тематики, глубиной и силой воздействия, высочайшим мастерством. Дмитрий Санджиев, например, представлен картинами на сюжеты античной мифологии – "Икар", "Похищение Европы", "Персей и Медуза". Сергей Краснов – философскими картинами-размышлениями, где древние руины и обломки амфор соседствуют с человеком, вышедшим в открытый космос. А рядом – очень земной художник Павел Блуднов. Это, по словам Виталия Афиани, «русский Сислей»: живые, насыщенные воздухом картины, удивительные краски и полутона.
Русский экспрессионизм представлен изумительными картинами и фотографиями Александра Толстикова. А графика – блестящими работами автора учебника по истории средних веков Евгения Косминского. Среди его работ – серия «Цирк», зарисовки из жизни ученых и иллюстрации к роману Анатоля Франса «Остров пингвинов». Когда-то, рассказал «МК» Виталий Афиани, ученый нарисовал иллюстрации к своему учебнику по истории. На выставке, правда, они не представлены. Но ученый мечтал, чтобы учебник с ними вышел. Хочется верить, что когда-нибудь так и будет!