Глава Института экономики Российской академии наук Руслан Гринберг: «У нас принято думать, что кто богаче - тот вор, а кто беднее - лох»

21.09.2011

Источник: Комсомольская правда Нигина БЕРОЕВА

Глава Института экономики Российской академии наук рассказал в прямом эфире радио «КП», стоит ли бояться второй волны кризиса, почему не будет дефолта в США и какие экономические беды могут грозить России

 

Глава Института экономики Российской академии наук рассказал в прямом эфире радио «КП», стоит ли бояться второй волны кризиса, почему не будет дефолта в США и какие экономические беды могут грозить России [видео]

ДОЛЛАР - ЭТО ФИНАНСОВЫЙ МЕТР

- Руслан Семенович, ситуация в финансовом мире похожа на соревнование - у кого дела хуже. Выходит плохая статистика по занятости в США - эксперты хоронят Штаты. Следом у Греции рецидив - и тут же грозятся распадом еврозоны. Ощущение надвигающегося конца финансового света...

- Ощущение, безусловно, есть. Но это преувеличение.

- То есть разговоры о второй волне кризиса - это тоже своеобразный раздутый пузырь негативных эмоций, на котором зарабатывают спекулянты?

- Можно сказать и так. И я думаю, что никакой второй волны кризиса не будет. Выздоровление мировой экономики идет, но идет гораздо медленнее, чем думали эксперты. И в этом виноваты политики... Помните, Черчилль говорил, что государственный деятель думает о судьбах страны, а политик - только о выборах. Так вот, в следующем году выборы грозят многим странам. В результате и видим больше популизма, чем реальных действий.

- То есть ничего страшного не происходит?

- Ну мы же с вами живем?! И в США живут люди, и неплохо живут, и в Европе. Хотя если судить по новостям, то граждане Старого и Нового Света должны последние крохи доедать. Проблемы есть, но ни о каком конце света говорить не приходится. Просто была полоса тучных лет, и все думали, что это будет длиться вечно. Шутка ли, в США было 130 месяцев беспрерывного экономического роста - это ж золотой век капитализма. А после этого «лета» наступила «зима», это просто «зима», а не конец света.

- Давайте представим, что Америка завтра объявляет дефолт. Вот, чисто гипотетически. Финансовые власти заявляют миру: все, кому мы должны, мы все прощаем…

- Но этого не случится. В тот момент, когда американское правительство задумается о подобном решении, остальные страны об этом узнают. И весь мир приползет к ним на брюхе и будет уговаривать. Поймите, обесценение доллара - это катастрофа для всех. Американскую валюту можно сравнить с кровью финансового организма земли. Это уже не только валюта, это мера измерения, как метр или килограмм. И если эта мера исчезнет, начинается вавилонское столпотворение, бартерные сделки, протекционизм, хаос на рынках.

МИРУ НУЖЕН ПСИХОЛОГ

- Ваш прогноз, когда нынешняя нестабильность может закончиться и как?

- Интересно, что в нынешней ситуации решающими будут даже не экономические, а психологические факторы. До нынешнего кризиса всех довела психология: «Покупай! Нет денег? Займи и покупай». После 2008 года все потребители впали в уныние. Люди покупают мало товаров, падают продажи, не растет производство. Как следствие - сокращение зарплат, рабочих мест, предприятий. А это ведет к еще большему унынию потребителей. Если эту психологию не перебороть, может наступить рецессия.

- И что же делать?

- Нужны госинвестиции в экономику и повышение покупательной способности людей. Другого выхода нет. Люди будут снова тратить деньги, и машина завертится. Придется, правда, жить с учетом уроков кризиса. Не заигрываться с потреблением и кредитованием.

У НАС ТЕРПИМО

- А у нас, в России, тоже проблема в психологии?

- У нас была надежда, что все проблемы решит рынок. А на деле побеждает сильный - и в судах, и в бизнесе. У нас анархо-феодальный капитализм. Вот не принято говорить об этом, но у нас победила установка «Обогащайся как можешь!». У нас все коммерческое: от роддома до морга. Люди не выполняют свою работу, а зарабатывают деньги как могут. Отсюда игнорирование профессионализма, правил, законов. Извращенная система ценностей: мы ненавидим всех, кто богаче нас. Если у меня 100 рублей, а у вас 200, то я уверен, что 100 рублей вы своровали. Потому что честно заработать можно только 100 рублей. И так думают даже очень богатые люди. Для нас тот, кто богаче, - вор, а тот, кто беднее, - лох. В Америке другая крайность, там богатым удалось убедить бедных, что бедные сами виноваты в своей бедности. Но, с другой стороны, там есть возможности для всех стать президентом, директором, рок-звездой. У нас мало кто верит, что может изменить свою судьбу.

МОЛИТВА О НЕФТИ

- У нас золотовалютные запасы почти наполовину в долларах. Кудрина до сих пор ругают за то, что он деньги решил вкладывать в американские ценные бумаги, а не в развитие российской экономики…

- Я и сам с Кудриным по этому поводу спорил. С одной стороны, он прав, американские ценные бумаги - это пока самый надежный в мире инструмент вложения. Но, с другой стороны, мы должны были воспользоваться тучными годами и модернизировать страну. Можно было часть прибыли копить, но часть тратить. Представьте, вот приходит отец в семью и говорит: ребята, я клад нашел, у меня большие деньги. А в семье больная мать, дети необразованные, дом рушится и есть нечего. В общем, есть куда тратить. А он говорит: ни копейки не дам, все оставим на черный день. А у семьи и белых-то дней не было...

- У нас все любят на черный день копить, вот правда только не знают, в какой валюте это делать...

- Хранить надо в том, в чем собираетесь тратить. Колебания валют будут на уровне плюс-минус рубль. Если не будет резкого удешевления нефти, то девальвации тоже не ожидается. Так что остается молиться, чтобы нефть не подешевела.

ТРИ БЕДЫ

- А кроме молитв о нефти, что нужно бы сделать?

- У нас сейчас три беды…

- А обычно две было…

- Я о других бедах. Первая - структурная. России нужна последовательная промышленная политика. С мощным финансированием отдельных брендов а-ля «Нокия» в Финляндии. А остальные производства временно держать на плаву по чисто социальным причинам. Но нужно поддерживать не отрасли целиком, а отдельные производства. Тогда будет прорывной эффект.

- А вторая проблема?

- Социальный разрыв. Поляризация доходов населения. У нас сейчас две разные страны, граждане которых не имеют друг к другу никакого отношения. Есть маленькая страна с очень богатыми и большая - с очень бедными. Поймите, в Скандинавии тоже есть богатые и бедные, но они чувствуют себя гражданами одного государства, подчиняются одним и тем же законам. У нас же разделение катастрофическое.

- У нас в стране уже однажды исправляли эту несправедливость, и рецепт известен: отобрать и разделить. Вот только к какому результату это приводит…

- Конечно, не надо опять на эти грабли наступать. Сейчас нужно цивилизованными мерами перераспределять доходы. Во всем мире это делается с помощью прогрессивной шкалы налогов личных доходов: высоких налогов - для богатых и низких - для несостоятельных граждан. Понятно, что человеку, который зарабатывает миллион, не хочется отдавать 500 тысяч. Но это правильно. И за это человек будет жить в обществе, в котором он не будет чувствовать ненависти окружающих. Да и в стране станет не страшно. Чем выше налоги, тем ниже заборы.

- И где еще нужно навести порядок?

- В государственных институтах. У нас сейчас либералы дискредитировали либерализм, демократы - демократию. В этом вакууме бюрократия правит бал. И госслужба превратилась в лучший, самый прибыльный бизнес. Это и есть третья наша беда.

- Но как приструнить бюрократию?

- Бюрократия должна кого-то бояться. На Западе она боится прессы, суда, оппозиционной партии. В Китае - расстрелов и тюрем. У нас не боится никого. Бюрократия превращается в чванливую, абсолютно неэффективную номенклатуру. Побороть это явление можно будет только тогда, когда мы из подданных превратимся в граждан. Звучит пафосно, но ничего другого не придумано.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024