http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=724fc07e-1892-4157-9d8d-ca9781d4678a&print=1© 2024 Российская академия наук
Минобразования готовит реформу Российской академии наук. Научные центры должны будут отдавать доходы от собственности государству или отправиться в "свободное плавание"
Как стало известно RBC daily, в ближайшее время Министерство образования внесет на рассмотрение в правительство программу реформирования академической науки. Согласно программе, роль экспертной и координирующей организации в сфере фундаментальных исследований сохраняется за Российской академией наук. В рамках РАН планируется объединить отраслевые академии, а также все научные организации, ведущие фундаментальные исследования мирового уровня. Вести прикладные исследования и инновационную деятельность станут автономные учреждения или акционерные общества. Финансирование они будут получать по итогам открытых конкурсов или за счет промышленных компаний.
На государственный сектор науки приходится 60% суммарных профильных расходов государства. Эти расходы растут: если в 2003 г. на гражданскую науку было ассигновано 40, 2 млрд. руб., то в 2006 г. запланировано 71, 7 млрд. Сальдо экспорта-импорта технологий России составляет -361, 0; аналогичный показатель США - +24884. По абсолютной численности научных сотрудников наша страна пока занимает первое место в мире.
Основной упор в реформировании будет сделан на пересмотр системы отраслевых государственных научных центров. В настоящее время их в России 58., и большинство оказались ненужными "пасынками" для своих отраслей. Например, в почти полностью приватизированной металлургической отрасли действуют четыре центра, хотя у каждой крупной компании, будь то ММК, "Северсталь" или "ЕвразХолдинг", уже давно есть собственные инновационные подразделения. Аналогичная ситуация и в машиностроении. Минобразования напоминает правительству, что доля поданных ГНЦ (государственных научных центров) патентных заявок в 2003 г. составила всего 2, 4% от общего объема поданных в России заявок на патенты. Между тем доля затрат на исследования и разработки в системе ГНЦ составляет около 8% от общих затрат на эти цели. Чтобы не распылять средства, министр образования и науки Андрей Фурсенко предлагает сконцентрировать бюджетные ресурсы для поддержки ограниченного числа ГНЦ. Параллельно к 2008 г. планируется создать центры прикладной науки ("национальные лаборатории"), которые займутся разработкой технологий.
Впрочем, в рабочих документах Минобразования есть и более радикальные предложения, касающиеся академии наук. Неэффективные институты РАН предлагается объединить или сократить. Это позволит найти деньги для повышения зарплаты научных работников. В министерстве предполагают повысить зарплаты научным работникам до 30 тыс. руб. в месяц к 2008 г., когда государственное финансирование науки возрастет в два раза - с 56 млрд. руб. в 2005 г. до 110 млрд. руб. Насколько оно вырастет в действительности, решит правительство.
Реформа затронет и имущество научных учреждений РАН. Министерство не устраивает ситуация, когда федеральное имущество закреплено за конкретными научными организациями, а средства из федерального бюджета на финансирование фундаментальных исследований идут сразу по нескольким каналам, начиная от отделений РАН и отраслевых академий и заканчивая вузами и специальными научными фондами. Институты тратят деньги по своему усмотрению. В частности, на заседании правительства будет говориться о том, что многие НИИ не имеют своих опытных и экспериментальных производств; на покупку оборудования НИИ и ГНЦ в среднем тратят 4% своего бюджета. Зачастую государственные научные центры и НИИ просто перепрофилируются менеджментом и де-факто начинают существовать за счет сдачи в аренду помещений и не слишком законного коммерческого использования закрепленных за ними земельных участков. Однако полученные доходы идут не на зарплаты научных работников и фундаментальные исследования, а в карман "эффективных" менеджеров от науки. Это обвинение ряд экспертов адресует и непосредственно к самой Российской академии наук, в частности, руководству РАН. При этом все они продолжают получать бюджетное финансирование. Одновременно другим научным учреждениям, наоборот, не хватает средств на реальную научную деятельность.
Впрочем, это не означает, что научные помещения нельзя будет использовать в коммерческих целях. Минобразования просто предлагает сначала консолидировать все средства, получаемые имеющими госстатус научными учреждениями в результате использования государственного имущества. А затем распределить их по трем каналам: РАН, вузы и государственные научные фонды. Контроль за распределением средств будет вменен специальным общественным советам. Общая схема финансирования науки не изменится - как и прежде, около 70% расходов РАН будут оплачиваться из госбюджета, 30% - из внебюджетных источников.
Как заявил RBC daily заместитель председателя думского Комитета по образованию и науке, член-корреспондент РАН Юрий Назмеев, "надо учитывать, что существующие ныне научные организации несопоставимы по своим потенциальным возможностям". "Не все способны проводить НИОКР на современном уровне. Нужно, чтобы выделяемые из бюджета на науку средства рационально и эффективно использовались для решения главной цели - превращения России в конкурентоспособную страну. А значит, попадали в руки тех научных организаций, которые способны выполнить государственные заказы на НИОКР. Наличие некоего порога, который предстоит преодолеть, вынудит научные организации кооперироваться как между собой, так и с частными бизнес-структурами, чтобы иметь возможность претендовать на государственную поддержку. Это очень болезненный процесс, а потому концепцию реформы науки ждет непростая судьба", - говорит г-н Назмеев.