http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7250d985-ff2d-4521-9710-62293ee552bc&print=1
© 2024 Российская академия наук

ПОКА НЕТ ИНЫХ ПРАВОВЫХ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВОПРОС ОБ ИЗМЕНЕНИИ СТАТУСА РАН НЕ СТОИТ

10.11.2005

Источник: Sciencerf, Дмитрий Ливанов

На сегодняшний день в статусе Российской Академии наук заложено юридическое противоречие

С одной стороны, РАН не является органом федеральной исполнительной власти (иначе президент страны имел бы право назначать руководящее лицо Академии), с другой – РАН является распорядителем средств федерального бюджета. В свете многочисленных споров, вытекающих из предлагаемой реформы науки, это противоречие получает особое звучание. Академики хотят сохранить выгодное сочетание статусов «чиновник» и «деятель науки».

На ваш взгляд, может ли смена статуса РАН сыграть положительную роль?

Сегодня РАН, как и другие государственные академии наук, существуют в полном соответствии с действующим законодательством. В Бюджетном кодексе допускается, что отдельные особо значимые бюджетные учреждения являются главными распорядителями средств бюджета, и кроме академий наук, это еще МГУ, Эрмитаж и т.д. По своей правовой форме РАН – государственное учреждение с особенностями правового статуса, установленными в соответствии с ч.3 ст.120 Гражданского кодекса в федеральном законе, в данном случае – законе «О науке и государственной научно-технической политике». Такими особенностями, в частности, являются выборность Президента РАН, право на создание в своем составе организаций и т.д. Пока законодательно не созданы новые правовые формы государственных некоммерческих организаций, то вопрос об изменении статуса РАН не стоит.

Задача модернизации академического сектора науки, которая сегодня проводится, состоит в сохранении самоуправления академического сообщества при одновременном повышении ответственности за эффективное использование бюджетных средств и результативность научной деятельности. Это включает, в первую очередь, концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях, достижение целевых показателей результативности и эффективности академического сектора науки, обеспечение конкурсных и равных условий доступа к государственной поддержке для научных организаций вне зависимости от их ведомственной принадлежности и масштабов, подотчетность государству и гражданскому обществу, прозрачность механизмов и процедур принятия решений, обеспечение мотиваций к эффективной научной деятельности, притока молодых специалистов, повышение ответственности руководителей за результаты деятельности.