http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=72fe55c1-f277-4711-9cb0-c03a343bfe1a&print=1© 2024 Российская академия наук
Научный совет при СБ способствует урегулированию отношений США–РФ
Накануне первой встречи новых президентов России и США Совет безопасности РФ провел «сверку внутренних часов», проведя заседание, посвященное обсуждению Стратегии национальной безопасности. Определенную роль в разработке этого документа сыграл Научный совет при Совете безопасности Российской Федерации. О том, как организована работа этого органа в России, а также о том, какие результаты может принести первая встреча президентов двух государств, рассказывает директор Института США и Канады, член-корреспондент РАН Сергей Рогов.
– Сергей Михайлович, вы уже более 15 лет участвуете в работе Научного совета при Совете безопасности РФ, возглавляете секцию по международной безопасности Научного совета. Как организована работа совета?
– В состав Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации входят более 30 академиков и член-корреспондентов Российской академии наук. Среди них – два вице-президента, заместитель главного ученого секретаря, директора 13 институтов РАН, ректоры МГУ и МГИМО. В Научном совете СБ представлены и руководители ведомственных научно-исследовательских учреждений.
В рамках Научного совета созданы секции по основным направлениям, включая международную безопасность. Естественно, среди представителей науки нет единомыслия. Нередко на заседаниях возникают острые споры. Но это, по-моему, только на пользу, поскольку политическое руководство государства получает возможность ознакомиться с разными точками зрения на ту или иную проблему.
– Каковы функции Научного совета при Совете безопасности?
– Научный совет должен решать задачи по научно-методологическому обеспечению деятельности Совета безопасности и проработке актуальных вопросов стратегии развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, прогнозировать угрозы безопасности нашей страны, а также давать экспертную оценку эффективности государственной политики по парированию этих угроз.
Члены Научного совета могут привлекаться для научной экспертизы документов по вопросам национальной безопасности, участвовать в подготовке аналитических материалов к заседаниям Совета безопасности.
Конечно, решения Научного совета носят рекомендательный характер. Они могут учитываться в деятельности Совета безопасности, одним из членов которого по статусу является президент Российской академии наук. Окончательное решение всегда принадлежит президенту Российской Федерации.
– Как решаются задачи научно-методологического обеспечения национальной безопасности в других странах?
– Научный совет при Совете безопасности РФ, в частности, осуществляет сравнительный анализ теории и практики обеспечения национальной безопасности в других странах. Например, в США Совет национальной безопасности был создан после Второй мировой войны. Но есть существенные отличия.
Во-первых, американский СНБ занимается только международными аспектами обеспечения национальной безопасности, вопросами внешней и военной политики. Похоже, однако, что в нынешней администрации сфера ответственности СНБ будет значительно расширена. У нас при создании СБ РФ было принято всеобъемлющее определение безопасности, предусматривающее обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Во-вторых, в США, да и в других странах, нет прямого аналога Научного совета при Совете безопасности РФ. При этом неправительственные эксперты привлекаются на индивидуальной основе в качестве советников и консультантов, но институционально экспертное сообщество не задействовано.
– Чем отличается Стратегия национальной безопасности от ранее действовавшей Концепции национальной безопасности?
– Концепция национальной безопасности, принятая в 1997 году, отражала критическую ситуацию, в которой оказалась Россия в прошлом десятилетии. Тогда перед нашей страной остро стоял вопрос выживания, реальной была угроза распада Российской Федерации. Крайне ослабли позиции нашей страны на мировой арене, где США пытались консолидировать однополярную систему международных отношений.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года пока еще не подписана президентом Дмитрием Медведевым и не опубликована. В разработке проекта принимали участие и эксперты, в том числе представители РАН. Этот документ сохраняет преемственность с концепцией, но делает акцент не просто на защиту жизненно важных интересов, а на безопасность через развитие. Такая стратегия увязана с уже закрепленными приоритетами социально-экономического развития России на период до 2020 года.
Стратегия определяет современную оценку внутренних и внешних угроз и рисков. На этой основе выстраивается система национальных интересов и соответствующих приоритетов в сфере безопасности. При этом достижение стратегических приоритетов требует совместных усилий государственной власти и организаций гражданского общества. Стратегия предполагает подготовку прогнозных документов и нормативных актов. В частности, стратегия послужит основой для принятия новой военной доктрины.
– Как на Стратегии национальной безопасности отразится новая ситуация на мировой арене, в частности, перспективы «перезагрузки» российско-американских отношений?
– Важно, что такой долгосрочный документ принимается в условиях острейшего мирового финансово-экономического кризиса, болезненно затронувшего и нашу страну. Видимо, ускорится процесс формирования многополярного мира. Но вместе с тем возрастает и угроза возникновения «многополярного хаоса», как неоднократно бывало в мировой истории.
Поэтому чрезвычайно важно использовать возникшие возможности для существенного улучшения российско-американских отношений. Готова ли администрация Обамы перейти от позитивных сигналов к совместному решению накопившихся проблем на равноправной основе? Прежде всего это касается заключения нового договора о сокращении ядерных вооружений. Готов ли Вашингтон отказаться от попытки добиться стратегического превосходства за счет сохранения нескольких тысяч резервных боеголовок, которые могут быть использованы для «дозагрузки» американских ракет, а также от развертывания ничем не ограниченной ПРО? Готовы ли США прекратить попытки ускоренно втянуть в НАТО Украину и Грузию?
– На Ваш взгляд, оправдала ли встреча президентов России и США в Лондоне ожидания?
– Не стоит раздувать ажиотаж, но результаты встречи в Лондоне стали настоящим прорывом в российско-американских отношениях. Руководители двух стран решили начать переговоры по всему спектру проблем международной безопасности и двухсторонних отношений. Особенно важно заявление по новому договору о сокращении стратегических вооружений. Речь идет о более глубоких сокращениях, чем предусмотрено не только Договором СНВ-1, но и Договором СНП. Думаю, что мы договоримся о потолке примерно в 1500 боеголовок. Вряд ли возможны сокращения до уровня в 1000 боезарядов, пока не будут решены вопросы ПРО. Переговорщики должны представить новые договоренности в июле с.г.
Полагаю, что будут установлены такие правила засчета, которые сведут к минимуму разницу между количеством «развернутых» и «неразвернутых» боеголовок. Это позволит договориться о формах контроля и верификации нового соглашения.
Кроме того, намечены перспективы договоренности по ПРО на основе совместной оценки ракетных угроз и признания взаимосвязи между наступательными и оборонительными вооружениями. Это позволит в дальнейшем продолжить поэтапный процесс сокращения ядерных вооружений.