http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7317ce86-9359-4d40-8607-6e3412211a2a&print=1© 2024 Российская академия наук
Минобрнауки всерьез задумалось о качестве и содержании математического образования в России, начиная с дошкольников и заканчивая подготовкой научно-педагогических кадров. Новую концепцию матобучения планируется выстраивать на нескольких показателях: результатах Государственной итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах, мониторингах результатов обучения, данных мониторинга вузов, результатах международных исследований и стандартах стран-членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
По мнению представителей министерства, необходимость реформирования подхода к преподаванию математики вызвана упадком технических направлений в 1990-х годах, когда страна пережила катастрофу в области развития прикладных, в том числе оборонных, и фундаментальных исследований, что выразилось в радикальном снижении финансирования и оттоке специалистов высокой квалификации в принципиально другие области — менеджмент и непрофильный бизнес.
— Развитие математического образования является одновременно и наименее затратной, и наиболее универсальной, беспроигрышной инвестицией. Именно в этой области Россия может выйти на лидирующие позиции, что может потянуть за собой другие области, — считают в министерстве.
Помимо этого, специалисты министерства думают, что именно инвестиции в данную область будут наиболее эффективными в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах: в силу сравнительной «дешевизны» математики, ее роли во всех других областях науки и технологии.
Разработкой новой концепции займется Московский институт открытого образования (МИОО), где пояснили, что сейчас важна совместная работа с экономиками АТЭС в создании общего открытого банка заданий и процедур оценки. Планируется, что российские ученики смогут «попробовать на зуб» математическую модель образования стран-участниц АТЭС.
— Представьте, что любой российский учитель сможет дать детям контрольную, которую выполняют сингапурские дети того же возраста. Это должно быть зафиксировано в новой концепции, — пояснил «Известиям» ректор МИОО Алексей Семенов.
Помимо адаптации зарубежных систем математического образования к российским условиям, планируется скорректировать обучение в педвузах в сторону развития творческих способностей будущих математиков-педагогов. Планируется, что преподавателей будут готовить не по уже устоявшимся шаблонам, а развивать нестандартность мышления и всесторонние знания о своем предмете (так, например, подход к преподаванию предмета не только с математической стороны, но и с исторической, литературной и т.д.).
Прежде чем внедрять новации, министерство планирует проведение в профессиональных сообществах (профессиональные математики, математики-прикладники, разработчики и производители IT, «потребители» математического образования, преподаватели математики) обсуждений.
— Знания даются поровну: половину дает педагог, а остальное — среда. Тут важна ориентация на восприятие предмета. Просто если это будет тупым заучиванием, то это не нужно. Максимальный эффект будет тогда, когда человек сам хочет чему-то научиться. Любое образование нужно примерять к текущему времени, оно требует постоянной работы, ведь появляются новые разделы и дисциплины, которые нужно преподавать. И к данной работе будут широко привлечены экспертные сообщества. На мой взгляд, такую работу нужно проводить, — говорит ректор МФТИ Николай Кудрявцев.
Помимо этого, разработчики концепции уточнили, что существенные изменения в школьном математическом образовании будут связаны с широким использованием информационных технологий и развитием логического мышления. Для этого планируется интеграция математических дисциплин с информатикой.
— Учителю проще проверить вычисления, чем содержательные рассуждения или их реальную интерпретацию, попросить формально посчитать производную, а не проанализировать процесс. Используя компьютеры для рутинных вычислений, мы сумеем больше времени выделить на исследования и доказательства, — пояснили представители МИОО.
Вузам раздадут 55 млрд рублей для вхождения в мировую элиту
Минобрнауки окажет финансовую поддержку российским университетам для вхождения в топ-100 международного рейтинга вузов
До начала 2014 года Минобрнауки с помощью международных экспертов и профессионального сообщества отберет 10–15 вузов, которые получат миллиарды в виде дополнительных субсидий на реализацию своих проектов. Размер субсидий будет варьироваться от 1 млрд до нескольких миллиардов рублей на одно высшее учебное заведение.
Вузы будут выбраны после завершения уже запущенного процесса оценки и реорганизации, который примет финальные очертания уже в марте 2013 года. Разработка требований к проектам, среди которых важное место будет занимать обоснование и подтверждение способности вуза обеспечить высокие темпы роста показателей в международных рейтингах, должна быть завершена в I квартале 2013 года.
На сегодняшний день для начала реализации данного плана в проекте федерального бюджета на будущий год предусмотрено выделение 9 млрд рублей. По итогам работы отобранных вузов будут приняты решения о выделении дополнительных средств на 2014–2015 годы. В 2014 году министерство планирует дополнительно выделить около 21 млрд рублей, а уже в 2015-м сумма составит до 24 млрд рублей.
Но на этом «раздача подарков» не закончится: вузы, которые продемонстрируют высокий уровень развития и превышение всех установленных показателей, смогут получить дополнительные средства из бюджета, размер которых будет определен позже. Учебные заведения, которые не выполнят условия повышения показателей в течение года, будут лишены госсубсидий. По мнению представителей министерства, вузы, прошедшие отбор в 2013 году, должны в следующие два года сфокусироваться на кадровой и организационно-структурной реорганизации.
Проректор РУДН Гульнара Краснова не считает, что пара миллиардов рублей поможет их вхождению в топ-100 лучших вузов мира.
— Если говорить о топ-100 мирового рейтинга (рейтинг World Reputation Rankings, который составляется британским журналом Times Higher Education совместно с агентством Reuters. — «Известия»), то денежные вливания там составляют не $1 млрд и даже не десятки. На мой взгляд, цифра, предлагаемая министерством, несопоставима с такими задачами. Если мы хотим соответствовать мировому уровню, то должны говорить о мировых задачах, — говорит Краснова.
Сегодня в рейтинге самых успешных вузов первое место занимает Гарвардский университет (США) c годовым бюджетом более $9 млрд и целевым фондом $32 млрд. За ним следует Массачусетский технологический институт (США) с бюджетом около $4 млрд в год. Замыкает тройку британский Кембридж. Одно из старейших учебных заведений мира распоряжается годовым бюджетом в размере $2 млрд и грантами на $480 млн.
Проректор РУДН отметила, что стоит направить денежные вливания не в реструктуризацию вузов, а выделить в каждом вузе специализированного и профильного направления и делать упор на него. Так, например, сегодня существуют мировые рейтинги по направлениям деятельности: лучшие юридические школы, технические заведения, гуманитарные вузы и т.д.
— Конечно, нам всем хочется попасть в общий рейтинг, но, скорее всего, мы можем это сделать по отдельным направлениям, а не в целом по университетам. Сейчас всё больше говорят о рейтинге специальностей — в каком вузе лучше готовят по тому или иному направлению. Мы могли пойти по этому пути, — добавила Краснова.
Ректор МФТИ Николай Кудрявцев знает о намерении министерства помочь университетам и считает, что такая помощь своевременная.
— Действительно, сейчас этот вопрос обсуждается в правительстве. Речь идет о том, чтобы отобрать 10–15 вузов, которые потенциально могут войти в рейтинг, и обеспечить им поддержку для целенаправленной работы. Вхождение в рейтинг предполагает такого рода активность, которая при текущем состоянии вузов достаточно проблематична в плане финансирования, — говорит Кудрявцев.
Ректор МФТИ также добавил, что для развития нужно привлекать зарубежных ученых, проводить стажировку студентов за рубежом и т.д.
— При такой поддержке вуз, может быть, и не войдет в топ-100, но приблизится к этому показателю. Международный опыт показывает, что государственная поддержка вуза меняет его позицию в рейтинге. Поддержка должна осуществляться не тремя копейками, а достаточно серьезной суммой, которая будет направлена на кардинальное изменение материально-технической базы заведения. Также деньги нужны на строительство лабораторий, общежитий, поддержку ученых и пр. Если государство будет помогать и в этом направлении, я считаю, что всё может получиться, — говорит ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров.
Он предупреждает, что вопросы помощи и реорганизации вузов нужно решать в ближайшие год-два, а не растягивать на десятилетия.