http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7323fbda-9b8c-4ce3-be4c-6f8e6368a4dc&print=1© 2024 Российская академия наук
Прошедшая в рамках X Петербургского международного экономического форума выставка "Инновационные достижения", как обычно, преследовала две цели: показать возможности высокотехнологичных компаний и свести потенциальных партнеров. В этот раз она как никогда активно использовалась в качестве площадки для обмена мнениями о том, как в дальнейшем выстраивать сотрудничество между участниками инновационного процесса. И есть надежда, что эти идеи не останутся без внимания, ведь экспоненты получили редкую возможность прямо на выставке пообщаться с президентом страны. Пожалуй, самые смелые инициативы выдвинула Национальная инновационная компания "Новые энергетические проекты", предложившая опробовать схему государственно-частного партнерства в рамках курируемого ею проекта "Водородная энергетика".
Правительства США, Японии, европейских стран давно обратили внимание на то, что частные компании не желают вкладывать средства в долгосрочные и высокорисковые технологические работы, даже если они в будущем могут принести значительные выгоды обществу. В США регулированием инновационной деятельности занимаются государственные структуры, часть которых пользуется для этой цели исключительно бюджетными средствами, а остальные привлекают в том числе и деньги частных фирм и организаций. Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров, наиболее эффективные из которых могут по представлению Национального научного фонда первые пять лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета.
Государственное регулирование инновационных процессов в Японии характеризуется планированием НИОКР, предоставлением налоговых и кредитных льгот в их финансировании, а также протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции. Действующая в Великобритании программа "Предвидение" предусматривает совместное с частной промышленностью определение перспективных рынков технологий на ближайшие 10-20 лет, а также мероприятий, необходимых для сохранения инновационной конкурентоспособности страны. С 1997 по 2000 год на осуществление кооперационных проектов правительство выделило 24 консорциумам 30 млн. евро, вклад частных корпораций составил 62 млн.
Созданный в Израиле в рамках инновационной программы Фонд фондов с общим объемом финансирования 100 млн. долларов стал катализатором инновационных процессов в стране. Его капитал был вложен в 10 новых фондов. В каждом случае пакет акций, принадлежавших правительству, составлял не более 40%, что оставляло контроль над фондами в частных руках. Достаточно небольшие вложения частного сектора положили начало многомиллиардным оборотам нынешнего венчурного бизнеса Израиля, что обеспечивает инвестиции в современные высокотехнологичные проекты.
В нашей стране инновационная деятельность активизируется в нескольких направлениях.
С одной стороны, отдельные территории получают специальные статусы - наукоградов, особых экономических зон, технопарков в сфере высоких технологий. Статус обеспечивает мягкие условия для развития и роста компаний в сфере наукоемкого высокотехнологичного бизнеса, им выделяются государственные субсидии на создание и развитие инфраструктуры, предоставляются налоговые и таможенные льготы.
С другой стороны, государство выделяет средства на целевую поддержку отдельных научно-технических проектов и развитие инновационной инфраструктуры. В рамках ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" в прошлом году было запущено 65 инновационных проектов, финансирование каждого из которых составляет до 10 млн. рублей. Здесь на 1 рубль государственных средств (научные исследования) ожидается 1 рубль внебюджетных (подготовка и реализация производства) и через три года -от 3 до 5 рублей прибыли. Так государство дает сигнал бизнесу вкладывать средства. Показателями успешного государственно-частного партнерства в рамках ФЦНТП служат так называемые важнейшие инновационные проекты.
Особое внимание уделяется развитию малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. Считая, что оно является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции, государство поддерживает малые инновационные компании на этапе становления и начального развития через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по известным программам "Старт", "Темп" и "Пуск".
Одной из масштабных совместных инициатив государственной науки и крупного частного бизнеса стал проект ГМК "Норникель", Национальной инновационной компании "Новые энергетические проекты" и Российской академии наук в области создания отечественных водородных топливных элементов. Результаты этого сотрудничества и были представлены на выставке, которая прошла в рамках экономического форума в Санкт-Петербурге. Совместная работа ученых и частного бизнеса официально началась в ноябре 2003 года, когда президент РАН Юрий Осипов и генеральный директор "Норникеля" Михаил Прохоров подписали соглашение, в соответствии с которым компания должна была ежегодно выделять до 1, 08 млрд. рублей на исследования по водородной энергетике. Подписанная затем "Комплексная программа поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по водородной энергетике и топливным элементам" определяет основные цели проекта и была ориентирована на получение инновационного продукта, востребованного внутренним и внешним рынками. Тогда же М.Прохоров озвучил амбициозную задачу: подготовить и предложить на рассмотрение Президенту и Правительству РФ программу развития водородной энергетики в качестве национальной. "Для того чтобы конкурировать в сфере высоких технологий, - сказал он на совместном заседании Президиума РАН и правления ОАО "ГМК "Норильский никель" в декабре 2003 года, - необходимо иметь преимущества. У России в данном случае такие преимущества налицо, а именно фундаментальные разработки РАН и запасы необходимого для производства водорода металла - палладия: наша страна контролирует около 50% его мирового производства".
На первом этапе, за полтора года, в РАН была проведена ревизия всех научно-исследовательских работ, которые могут использоваться для развития водородной энергетики. Оказалось, что около 70% разработок имели приличный потенциал коммерциализации. Переход на уровень опытно-конструкторских работ был болезненным для участников программы, ведь в Академии наук отсутствовала налаженная инновационная структура, а отраслевые институты и КБ, которые раньше выполняли эту функцию, приказали долго жить. Проблему усугубляло несовершенство российского законодательства в области интеллектуальной собственности. Остро встал вопрос о чистоте полученных патентов, о том, кому принадлежит интеллектуальная собственность и каким образом академические институты могут передать ее бизнесу.
Для решения всего комплекса возникших между государством и бизнесом проблем была создана инвестиционная и управляющая Национальная инновационная компания "Новые энергетические проекты" под руководством члена-корреспондента РАН Бориса Кузыка. На компанию возложены управленческие задачи, связанные с разработкой, созданием, коммерциализацией и внедрением на внешнем и внутреннем рынках конкурентоспособных продуктов водородных технологий. Зимой этого года на международном форуме G-8 по водородной энергетике были представлены результаты первого этапа работы - готовые опытные образцы продукции, разрабатываемой под управлением компании: низко - и высокотемпературные энергоустановки с топливными элементами различных типов, а также ряд топливных процессоров для преобразования в водород газообразных и жидких углеводородных топлив. Планы компании на ближайшие 2006-2008 годы столь же конкретны: проведение опытно-конструкторских работ в области получения, хранения и транспортировки водородного топлива.
Какова же сегодня роль государства в водородном проекте? Почему наши власти не обозначают свою готовность поддерживать эту инициативу науки и частного бизнеса? По всей видимости, пока не удается распределить меры рисков и ответственности, права и обязанности всех возможных участников проекта. А потому заявленные наукой и бизнесом планы не подкрепляются соответствующим правовым обеспечением - нет федерального закона о национальных инновационных программах, указов президента и постановлений правительства, регламентирующих порядок их реализации. О том, какие функции могли бы взять на себя основные участники партнерства, рассказал на февральском форуме G-8 по водородной энергетике Б.Кузык:
"Государство разрабатывает на основе долгосрочного прогноза перспективную стратегию, формирует национальную программу и законодательную базу для ее реализации, выделяет ресурсы для фундаментальной разработки и стартового освоения принципиально новых технологий, их распространения в нерыночном секторе экономики, развития инфраструктуры и подготовки кадров, создает преференции для ослабления рисков инновационного освоения водородной энергетики, защищает права интеллектуальной собственности. Бизнес, как российский, так и заинтересованный иностранный, осваивает новые рыночные ниши, распространяя водородные технологии в разных сферах экономики".
Готова ли наша страна к такому разделению функций между государством и бизнесом? В России пока еще не отработаны механизмы государственно-частного взаимодействия в условиях рыночной экономики. Может быть, водородная программа станет одной из первых ласточек и позволит накопить бесценный опыт в проведении крупных государственных инновационных проектов, который в последующем можно будет использовать при осуществлении других национальных программ. Одной из важнейших причин успеха советских национальных проектов - плана государственной электрификации России, программы создания ракетно-ядерного щита, освоения космического пространства - было осознание государством масштабности задач, понимание, какие человеческие и финансовые ресурсы потребуются для их реализации. Россияне мыслят масштабно, им неуютно в узких рамках приземленных проектов.