http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=73ae3545-165e-40ab-827b-9aa2590abbc9&print=1© 2024 Российская академия наук
Ученые вскоре ответят, почему “внутренние” часы каждого из нас идут с разной скоростью
Все мы помним, как медленно тянулось время в детстве. Перед показом по телевизору любимых мультфильмов минутная стрелка буквально застывала на месте и не хотела двигаться дальше. А сейчас не успеешь оглянуться - рабочий день прошел. Да и год пролетает незаметно. Выходит, восприятие времени у ребенка и взрослого - разное. Неплохо иметь часы, скорость которых подстраивалась бы под возраст. Но как их создать? Можно ли помимо физического времени использовать биологическое, напрямую связанное с интенсивностью физиологических процессов?
Такие часы - не область фантазии, считают сотрудники Санкт-Петербургского зоологического института РАН заведующий лабораторией пресноводной и экспериментальной биологии, доктор биологических наук, академик Александр Алимов и старший научный сотрудник, кандидат биологических наук Тамара Казанцева. Их доклад прозвучал на Междисциплинарном семинаре по изучению времени, который проходит еженедельно на биологическом факультете МГУ.
Правда, пока речь идет о часах для рыб и птиц. Первые хороши тем, что растут всю свою жизнь и их биологический возраст можно связать с весом. Александр Федорович и Тамара Иосифовна исходя из предположения, что скорость биологического времени у рыб пропорциональна удельному приросту массы, вывели формулу, связывающую их возраст с весом. Полученный результат был проверен на большом количестве водных обитателей. Формула оказалась верной.
А вот с птицами, живущими в наших широтах, ситуация прямо противоположная. Птенцы должны успеть вырасти и научиться хорошо летать за короткое российское лето. После чего их рост практически прекращается. Что же взять за единицу птичьего времени? Гости из Санкт-Петербурга предложили использовать скорость метаболизма, а если точнее - количество кислорода, потребляемое в единицу времени на каждый грамм веса. И снова формула хорошо “работала” на большом числе наблюдательных данных о птицах России. Правда, ее пришлось немного модернизировать для отряда воробьинообразных, куда входят синицы, снегири, жаворонки, грачи, соловьи и т.д. Дело в том, что воробьиные - наиболее продвинутая и преуспевающая группа среди пернатых. Процессы метаболизма протекают у них заметно быстрее, чем у других птиц.
Слушатели семинара высказали надежду, что со временем аналогичные формулы появятся для класса млекопитающих, в том числе и для человека. Правда, гомо сапиенс слишком сложен для изучения и к тому же часто ведет нездоровый образ жизни, что непредсказуемо влияет на его обмен веществ.
Кстати, этот год для семинара юбилейный, недавно ему исполнилось 25 лет. Его поддерживает Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. Десять лет назад семинар учредил “Web-институт исследований природы времени” (www.chronos.msu.ru). Организатор семинара и необычного института - доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры общей экологии биофака МГУ Александр Левич. Тема текущего семестра “Время и развитие. Жизнь и смерть”.
Сейчас Web-институт включает 15 лабораторий-кафедр, которые ведут исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность. Посетители сайта могут связаться с их руководителями, обсудить возникшие вопросы, прислать свои работы, если надо - встретиться лично, опубликовать совместные статьи.
Любой желающий может посетить зал дискуссий, зал искусств, зайти в библиотеку электронных публикаций, насчитывающую более 1000 книг и статей, “полистать” электронный журнал. Есть и толковый словарь по темпорологии; коллекция цитат и афоризмов о времени, биографический справочник, авторские и систематические рубрикации материалов и др. За четверть века семинар собрал уникальную коллекцию публикаций о времени на бумажных носителях. Она располагается на биологическом факультете МГУ и доступна всем желающим. В последние годы появилась также видеотека докладов семинара на dvd-носителях.
Когда-то давно вся наука сводилась к натуральной философии. Но сейчас дерево естествознания разрослось до невероятных размеров, и каждая область науки представляет на нем свою “экологическую ветвь”. Исследователи разных ветвей, как правило, говорят на разных языках и плохо понимают друг друга. Одна из основных задач междисциплинарного семинара - помочь исследователям найти общий язык. Если это удастся сделать, то разрозненные ветви единого дерева смогут обогатить друг друга своими открытиями, задачами и вопросами.