http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=73cc03dc-9d30-4f8f-b860-6aa1a5d97531&print=1© 2024 Российская академия наук
Как будет контролироваться ситуация в водах дальневосточных морей? Об этом обозревателю Татьяне Батенёвой рассказал заместитель директора по научной работе Тихоокеанского океанологического института им. Ильичева (ТОИ) ДВО РАН, кандидат географических наук Вячеслав Лобанов.
известия: Вячеслав Борисович, есть ли уверенность в том, что радиоактивная вода не доберется до российских берегов?
Вячеслав Лобанов: У берегов острова Хонсю преобладают морские течения южного и восточного направлений - струи холодного течения Ойясио. После встречи с основной ветвью теплого течения Куросио воды движутся на восток, к берегам Америки. Здесь поток раздваивается: одна его часть идет против часовой стрелки на север, к Аляске, затем к Камчатке, а далее - к Курилам, попутно попадая в Берингово и Охотское моря. А другой поток идет по часовой стрелке на юг и возвращается на запад. Это - крупномасштабные океанские круговороты со сравнительно медленным движением вод. Но район непосредственно к востоку от Хонсю характеризуется вихревой динамикой. Радиоактивные воды могут быть захвачены вихрями или струйными течениями и довольно быстро выйти к Курильским островам. Кроме того, они могут попасть в важные районы морского промысла к востоку от Японии. Правда, вода будет уже очень сильно разбавлена, и концентрации радионуклидов в ней будут малы.
и: Сколько времени займет круговорот воды в океане?
Лобанов: Средняя скорость морских течений - около 20-30 сантиметров в секунду, длина всего пути примерно 18-20 тысяч километров. Так что по большому кругу к Курилам и Камчатке вода с остатками радионуклидов придет примерно через 2-4 года. Но слабая радиоактивность, превышающая фон, все равно сохранится, так что проследить за ней будет возможно. Это уж не представляет угрозы, но интересно для науки, т.к. является удобным маркером, позволяющим изучать процессы глобальной циркуляции океана.
и: Больше всего людей беспокоит то, что морские обитатели - планктон, рыба, которая им питается, моллюски и т.п. - со временем накапливают радиоактивные элементы. Значит, морепродукты, которые составляют значительную часть рациона дальневосточников, могут оказаться опасными?
Лобанов: Фитопланктон живет несколько дней, зоопланктон - немного дольше. Все будет зависеть от того, сколько радиоактивной воды сбросят и какой именно.
и: Сумеют ли дальневосточные ученые вовремя заметить опасность, если она возникнет?
Лобанов: В прошлую пятницу в Дальневосточном отделении РАН состоялось совещание, на котором принято решение о подготовке специальной программы исследований по оценке последствий радиоактивного загрязнения региона. Руководить ею будет председатель ДВО РАН академик Валентин Иванович Сергиенко. Над составлением программы мы сейчас серьезно работаем.
и: Какие задачи поставлены перед вашим институтом?
Лобанов: ТОИ поручено оценить перенос загрязнений воздушным и водным путями, уточнить зоны выпадения осадков в нашем регионе, спрогнозировать морские течения, оценить содержание радионуклидов в аэрозолях и воздушной влаге, ну и, конечно, оценить их содержание в морских водах. Кроме того, оценить и геодинамическое состояние региона, возможную активизацию зон тектонических разломов у наших берегов.
и: Какими методами вы будете выполнять эти задачи?
Лобанов: В нашем распоряжении новые спутниковые системы, которые позволяют отследить перемещения воздушных масс и морские течения. Мы также применяем методы численного моделирования. Помимо этого пересматриваем планы наших экспедиционных исследований. Мы проведем отбор проб воды на поверхности и в глубинах, а также образцов морской биоты и донных отложений. Сегодня утром (6 апреля. - "Известия") отправилось в экспедицию в Японское море наше научное судно "Профессор Гагаринский". Более детальные исследования будут выполнены в совместных экспедициях с другими институтами ДВО РАН в Охотском море, в район Курильских островов и российских водах Японского моря. Хотелось бы успокоить дальневосточников - ученые сделают все от них зависящее, чтобы собрать полную и достоверную информацию о состоянии водной и воздушной среды и довести ее до населения.
Наша рыба в Японию не плавает
Встревожила россиян информация о том, что радиация была обнаружена в рыбе, пойманной у берегов Японии. Не грозит ли и нам подобная опасность?
- Могу успокоить - мы добываем промысловую рыбу в тех регионах, где подобной опасности не будет, - заявил "Известиям" старший научный сотрудник лаборатории ихтиологии Института биологии моря ДВО РАН кандидат биологических наук Александр Соколовский. - А наши рыборазводные заводы на Курилах, Сахалине и Камчатке расположены гораздо севернее. Выпущенная из них молодь красной рыбы уходит на нагул в Тихий океан, к берегам Японии она не попадает. А в океане радиоактивная вода, которую спустили с "Фукусимы", будет уже настолько разбавлена, что ничем не грозит. Радионуклиды были обнаружены лишь в молоди песчанки, которая питается исключительно планктоном. У нас эту рыбу не добывают.
А вот для японских промыслов, особенно для марикультуры, и землетрясение, и авария на АЭС, конечно, означают настоящую трагедию. Я много раз бывал в Японии, на восточном побережье. Там входишь в порт - вся акватория в поплавках. Это садки, в которых японцы выращивали все - от водорослей до моллюсков и рыбы. Но после землетрясения дно там просело на полтора метра, все бухты засыпаны мусором, залиты горючим - расчищать их придется еще несколько лет.