http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=741c95b1-0832-434a-8ca3-e8037643d2d3&print=1
© 2024 Российская академия наук

ЭЛЕМЕНТЫ МАТРИЦЫ

18.04.2008

Источник: Поиск, Подготовила Елена МОРГУНОВА

Государство и частный бизнес должны объединиться в борьбе за чистую энергию

В последней лекале апреля в московском "Президент-Отеле" состоится II Международный форум "Водородные технологии для развивающегося мира", который организуют Минобрнауки, Роснаука и Международное партнерство по водородной энергетике. Мероприятие будет проходить при поддержке и участии Российской академии наук, Национальной ассоциации водородной энергетики, РНЦ "Курчатовский институт", Еврокомиссии и Центра водородных энергетических технологий ООН. Тема пленарного заседания - роль водородной экономики в обеспечении глобальной энергетической безопасности и международное сотрудничество в области водородных технологий.

В программе форума предусмотрены заседания двух секций, на которых участники обсудят состояние и возможности применения водородных технологий в энергетике и на транспорте, образовательные и социальные аспекты процесса становления водородной экономики, а также бизнес-форум "Государственно-частное партнерство как фактор развития водородной экономики".

Официальную поддержку мероприятия осуществляет Национальная инновационная компания "Новые энергетические проекты" (НИК НЭП), которая уже несколько лет вместе с российскими учеными работает над созданием и внедрением новых водородных технологий. Гендиректор НИК НЭП член-корреспондент РАН Борис Кузык выступит на конференции с докладом о проблемах и перспективах государственно-частного партнерства в области возобновляемых источников энергии. Предлагаем вашему вниманию выдержки из этого выступления.

В последнее время, в связи с появлением в нашей стране экономики смешанного типа, получило распространение государственно-частное партнерство (ГЧП). Система ГЧП в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ) может рассматриваться как некая матрица, в которой "вертикаль власти" и структуры частного бизнеса "горизонтально" консолидируют имеющиеся в их распоряжении административные, финансовые, правовые и другие ресурсы.

Цель ГЧП - за счет достижения синергетического эффекта создать качественно новые благоприятные условия для инновационного развития страны путем системной интеграции ВИЭ в традиционную энергетику, а в долгосрочной перспективе - переход на чистые виды энергии. Своеобразным камертоном, настраивающим на реализацию стратегии развития энергетики в России, является позиция Президента РФ "прицельно работать на перспективных направлениях энергетики - водородном и термоядерном".

Вертикаль власти на федеральном уровне - достаточно громоздкая по структурной конфигурации и не очень эффективно работающая система, тем не менее она имеет несколько потенциально продуктивных "платформ сотрудничества". Платформы в области ВИЭ каждого из федеральных субъектов "вертикали власти" - отдельная тема. Поэтому отмечу лишь некоторые из них.

Минпромэнерго - ключевой игрок на этом поле. Признавая важность и необходимость развития ВИЭ, но только как дополнение в обозримый период "уже существующей углеводородной, гидро- и атомной энергетики", министерство не определяет ни временных параметров, ни финансовых ресурсов ее развития в Энергетической стратегии России до 2020 года. Вместе с тем в Минпромэнерго и находящемся в его ведении Росэнерго имеется достаточно сильный административный и аналитико-прогностический блок, который наконец-то (особенно после планируемой ликвидации РАО "ЕЭС") решил разобраться с ВИЭ: "определить, что это такое, как мы их стимулируем, как мы их оплачиваем, как выстраиваем работу в этом направлении. Потому что на этом пути мы отстаем от Европы уже лет на 8-10". Справедливости ради отметим, что, по оценке министерства, мы можем выйти с нынешнего 1% на 5-процентную долю ВИЭ в энергобалансе страны к 2015 году. Для сравнения: в ЕС - это 20% к 2020 году.

"Платформа сотрудничества" частного бизнеса с Минобрнауки в области ВИЭ базируется на "трех китах": софинансирование НИОКР, интеллектуальная собственность и подготовка кадров. Совместное финансирование проектов в области энергетики и энергосбережения осуществляется в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". В рамках сферы ответственности министерства этим занимается Федеральное агентство по науке и инновациям, которое разработало гибкий и дифференцированный подход по долевому финансированию проектов из средств федерального бюджета.

Для частного бизнеса принципиально важно не столько долевое финансирование проектов, сколько сигнал, посылаемый благодаря участию в нем государства: проект перспективен и с научной, и рыночной точки зрения. Приняв этот сигнал государства, НИК НЭП выиграла лоты по четырем проектам. Один относится к категории проблемно-ориентированных исследований (исполнитель - Объединенный институт высоких температур РАН). Три проекта идут по линии коммерциализации и освоения новых технологий в производстве (исполнители - Физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе, РНЦ "Курчатовский институт" и ФГУП "Красная звезда"). Суммарная стоимость НИОКР по четырем проектам, рассчитанная на 2007-2009 годы, составляет 451, 7 млн. рублей при общем долевом финансировании в пропорции примерно 50% (НИК НЭП) на 50% (Роснаука).

Что касается интеллектуальной собственности, то этот вопрос в России до сих пор остается одним из наиболее проблематичных. Не вдаваясь в подробности этой проблемы, отмечу, что в соответствие с достигнутым соглашением все права, кроме авторского, на результаты интеллектуальной собственности, включая право на получение патента и исключительное право, в полном объеме принадлежат заказчику от бизнеса. Лишь в особых ситуациях, связанных с национальной безопасностью, государство может использовать результаты интеллектуальной собственности в некоммерческих целях.

Один из узловых вопросов ГЧП - проблема кадров. Она усугубляется тем, что в некоторых регионах "перегрет" рынок труда. С одной стороны, непомерно растут зарплатные запросы нанимаемых на работу, а с другой - большинство людей, предлагающих себя на рынке, имеет образование невысокого качества и уровня.

Частичное решение кадровой проблемы, на мой взгляд, в том, чтобы в развитие ГЧП Минобрнауки РФ, НИК НЭП и профильные вузы предприняли ряд мер. Во-первых, пришли бы к соглашению о разработке и принятии учебной программы для магистратуры по ВИЭ, водородным технологиям и наноматериалам, а также о введении соответствующей специальности (или квалификации). При этом было бы неплохо материально стимулировать студентов, выбравших профильную специальность, повышенными стипендиями. Во-вторых, проводить стажировки и практику студентов на объектах партнеров - соисполнителей НИК НЭП, предлагать им писать и защищать дипломные работы по профильным для компании темам.

В-третьих, наиболее успешно прошедшим по этим ступеням обеспечить гарантированное трудоустройство в структурных подразделениях компании. Например, в Инжиниринговом центре альтернативной энергетики и водородных технологий НИК НЭП. В дальнейшем для профессионального и карьерного роста организовать им стажировку или даже продолжение обучения за границей.

Что касается среднего профессионального образования, то его система практически полностью разрушена. И ее надо срочно восстанавливать. Вряд ли можно и дальше мириться с таким положение дел, когда на должностях техников и лаборантов у нас работают специалисты с инженерным образованием, что резко снижает реализацию творческого потенциала. И это - еще одна тема для ГЧП.

Ключевым основополагающим партнером бизнеса в системе ГЧП является Российская академия наук. По большому счету можно сказать, что именно РАН и частный бизнес в лице "Норильского никеля" создали в 2003 году прецедент цивилизованного ГЧП, подписав соглашение о сотрудничестве по реализации программы "Водородная энергетика и топливные элементы".

Мне видится, что в области ВИЭ можно выделить как минимум три "платформы сотрудничества" РАН с частным бизнесом: фундаментальные и прикладные исследования, системное научно-техническое и экономическое обоснование развития ВИЭ, а также стратегическое прогнозирование, планирование и программирование (см. схему).

В сфере фундаментальных и прикладных исследований НИК НЭП уже работает более чем с 30 академическими институтами, которые выступают в роли партнеров-соисполнителей на этапе НИОКР.

"Экономическая площадка" пока вакантна. Как нам представляется, здесь целесообразно системно и глубоко проработать и просчитать экономику возобновляемой энергетики. Особенно финансовые потери и приобретения, связанные с переходом от традиционной к возобновляемой энергетике, экономику "стыковки" централизованной и распределенной энергетики, повышения конкурентоспособности отечественных энергосистем ВИЭ, а также продуктозамещения традиционной генерации на электрохимические генераторы. Нужно также разработать систему финансово-экономических преференций в области кредитования и налогообложения, которая должна дополняться законодательной поддержкой развития ВИЭ. В этом отношении частному бизнесу еще предстоит выстроить партнерские отношения с Институтом экономики РАН, Центральным экономико-математическим институтом РАН и другими профильными научными учреждениями.

Принципиально важно и для государства, и для частного бизнеса иметь стратегию развития ВИЭ, национальную программу и конкретизирующее ее региональное планирование. Эта "площадка сотрудничества" также еще вакантна. Нам представляется, что этот блок при софинансировании государства и частного бизнеса может и должен быть отдан на аутсорсинг науке.

Речь идет, во-первых, о подготовке научно обоснованной и тщательно просчитанной "Стратегии развития возобновляемых источников энергии на период до 2030 года и с перспективой до 2050 года", которая станет составной частью Энергетической стратегии России до 2030 года. Во-вторых, это научно разработанный инновационный по характеру Национальный проект (программа) "Возобновляемые источники энергии", а также механизм его реализации. Попутно замечу, что такие национальные проекты имеют 65 стран, но Россия в их число не входит. Наконец, в-третьих, оказание помощи регионам и органам местного самоуправления в разработке региональных и муниципальных программ и планов перехода на ВИЭ. Исполнителями по линии РАН могли бы выступить Институт народнохозяйственного прогнозирования, Институт энергетических исследований, Институт экономических стратегий, Институт энергетической стратегии и другие.