ЗАКОНОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

03.02.2014

Источник: Наука и технологии России, Σ Горбатова Анна

О совещании по вопросам законодательного регулирования образования и науки, прошедшего 31 января в Госдуме

Участники совещания по вопросам законодательного регулирования образования и науки, прошедшего 31 января в Государственной Думе, обсудили, как работает вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации», какие поправки в него необходимо внести, а также выступили с новыми законодательными инициативами в сфере науки.

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин подчеркнул прямую связь между образованием и достижениями науки, указав на необходимость совместного рассмотрения вопросов их развития. В Госдуме этим будет заниматься Совет по вопросам образования и науки, первое заседание которого и открыл Сергей Нарышкин. Состояние сферы образования, по его словам, «всё ещё вызывает беспокойство и тревогу общества», общественный компромисс по ряду вопросов пока не достигнут. Практика применения новых законов об образовании и Российской академии наук должна быть предметом постоянного внимания и анализа для своевременного выявления и решения возникающих проблем, сказал председатель Госдумы.

Назревшие поправки

«Серьёзных рекламаций» в закон «Об образовании в Российской Федерации» не поступало, сообщил председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, однако, некоторые нормы закона «пока не реализуются в полной мере». Это сетевое взаимодействие образовательных организаций, применение дистанционных образовательных технологий, формирование электронных библиотек, профессиональная общественная аккредитация образовательных программ.

На проблемы, имеющие общественный резонанс, Госдума отвечает разработкой поправочных законов. Так, 24 января принят «закон о предоставлении льгот при приеме на программы бакалавриата и специалитета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», напомнил Вячеслав Никонов. Внесены три законопроекта об уточнении порядка расчёта платы за проживание студентов в общежитиях, которые планируется принять в апреле. Поправками в закон о культуре студентам будет предоставлено право бесплатного посещения государственных и муниципальных музеев. Он принят в первом чтении; второе и третье чтение ожидается в феврале. Будут обсуждаться и поправки, связанные с требованиями к одежде школьников. Закон об образовании предлагается дополнить нормами о поощрении обучающихся за высокие достижения в учёбе. «В законе пока установлено, что есть такое право – поощрение, но механизма его реализации нет», – отметил председатель комитета.

Для реализации положений Послания Президента Федеральному Собранию о совершенствовании системы образования, в частности, об итоговом сочинении в выпускном классе и учёте его результатов наряду с ЕГЭ при поступлении в вузы, также нужны изменения в законодательстве.

По мнению Вячеслава Никонова,

следует ускорить принятие подзаконных «правовых актов, которые позволят российским вузам развивать массовое дистанционное образование, ориентированное прежде всего на наших соотечественников и граждан СНГ».

Этой теме будут посвящены парламентские слушания, которые Комитет Госдумы по образованию проведёт в мае.

Позитивные сдвиги

Высокую оценку закону «Об образовании в Российской Федерации» дал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Достижениями в сфере образования он назвал один из самых высоких в мире охват детей полным средним образованием, как и процент населения с высшим образованием. «Мы одна из немногих стран, в которых гарантирована общедоступность и бесплатность для граждан дошкольного образования. Мы, по-моему, единственная страна, где дополнительное образование детей является бесплатным», – отметил министр.

Он также проинформировал участников совещания о беспрецедентном увеличении заработной платы на всех уровнях образования – от 40% до 50% за 2013 год. Сегодня зарплата учителей практически во всех регионах России соответствует среднему уровню оплаты труда по региону. Заработная плата педагогических работников дошкольного образования приближается к зарплате в сфере общего образования – рост более чем на 60% за год. Заметно растёт зарплата преподавателей вузов, педагогов дополнительного и среднего профессионального образования.

Не оправдались, по словам министра, опасения по поводу существенного роста заработной платы за детские сады – он не превышает темпов инфляции. А вот неоправданный рост оплаты за проживание студентов в общежитиях должен быть урегулирован законодательными, административными и экономическими мерами, считает Дмитрий Ливанов.

Науке – новый закон

По мнению Дмитрия Ливанова, пришло время для подготовки нового закона о науке. «Действующий закон работает уже почти 20 лет. В него внесено огромное количество поправок.

Для нас очень важно сейчас проанализировать состояние научного законодательства в других странах, понять, на какие вопросы действующая редакция закона о науке ответа не даёт, какие вопросы требуют дополнительного регулирования», – сказал глава Минобрнауки.

Министр предложил обсудить на площадке Государственной Думы с привлечением экспертов в области научной политики и практиков, в каком направлении изменять законодательство о науке.

Реформа академии наук, по словам директора Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука, «болезненна, сложна, но очевидна». Он поддержал инициативу министра о разработке нового закона о науке. Такой закон «должен быть гармонизирован и связан с законом об образовании», уверен руководитель НИЦ.

С предложением законодательно определить, что такое грант, и не только в новом законе о науке, но и в трудовом, а также в бюджетном законодательстве, обратился к участникам совещания директор Российского научного фонда Александр Хлунов. Тогда и вопросы мобильности будут урегулированы. Также он считает необходимым вернуть в бюджетную классификацию строку, связанную с финансированием фундаментальных исследований федеральных университетов.

Рычаг в глобальной конкуренции

На важность популяризации науки обратил внимание главный редактор портала «Наука и технологии России – STRF.ru» Константин Киселёв. По его словам, среди авторитетных учёных мало «лоббистов». Тех, кто доносил бы до общества мысль, что российская наука – это не дырявое корыто, в которое бесполезно наливать воду, а вполне дееспособная система, хотя и нуждающаяся в совершенствовании.

«Если мы сейчас не приложим самых серьёзных усилий для объяснения обществу, что такое наука, что российские учёные заняты полезным и нужным делом, то проиграем глобальную конкуренцию, потому что успех науки на 30–40% зависит от того, как учёный, научная группа, институт позиционируют свои разработки, причём в оперативном режиме», – сказал Константин Киселёв. Теперь настоянию Минобрнауки результативность работы научных организаций будет оцениваться в том числе по такому критерию, как распространение научных знаний.

И снова – об образовании

«Нашим делом должно быть повышение качества образования, а не получение образования его любой ценой», – подчеркнул ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. Сейчас в обществе, по его мнению, не чёткого понимания, как структурирована система образования, и как молодому человеку выбрать траекторию для достижения результатов в своей жизни.

Он призвал не затягивать с созданием российской системы дистанционного обучения и определить её место в образовании, чтобы не отстать от современных мировых тенденций. Также Виктор Садовничий считает необходимым развивать сетевое взаимодействие учебных заведений и мобильность студентов, аспирантов, преподавателей внутри России. Наряду с этим ректор МГУ предложил детально обсудить вопрос о прохождении военной службы в период обучения в вузе.

Действие нового закона об образовании привело к позитивным изменениям в профессиональном образовании, отметил президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Дёмин. Но есть и сдерживающие факторы развития этой сферы: отсутствие чёткого законодательного обеспечения государственно-частного партнёрства, межрегионального взаимодействия, что особенно важно для предприятий ОПК. Между тем, по словам Виктора Дёмина, «60% в структуре кадрового потенциала – рабочие и специалисты среднего звена», и от качества их подготовки зависит, какой будет наша экономика.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024